Найти тему

Раскрывая секреты современного искусства: Примитивизм и наивное искусство

Оглавление

Всем доброго времени суток!

Мы уже далеко продвинулись в обсуждении современного искусства, поэтому, если кто-то только к нам присоединился - есть целая подборка статей по истории современного искусства, а также отдельная подборка по интересным художникам нашего времени.

В прошлый раз мы с вами обсуждали такие направления как авангард и фовизм, а сегодня обсудим примитивизм и наивное искусство.

Примитивизм как направление сделало своей целью очищение искусства 20 века от многочисленных "завоеваний цивилизации". Художники стремились к детскому и наивному отражению мира в своих картинах.

Отчасти это направление стало защитой художников от дегуманизации и последствий страшных событий начала 20 века.

Основой примитивного искусства стало обращение не просто к детской, но отчасти даже к первобытной манере. В обоих случаях речь идёт о свежести и искренности восприятия мира.

Иными словами, примитивизм - интерес профессиональных художников исключительно к архаичным доцивилизованным формам искусства, например: наскальная живопись, африканская скульптура, искусство австралийских аборигенов и т.д.

Примитивизм настолько широко распространился в современном искусстве, что практически никак не идентифицируется критиками. Встречаясь с проявлениями примитивизма, искусствоведы придумывают новые термины: "фантастический реализм", "сказочный реализм", "фигуративизм". И из-за этого возникает путаница, когда произведения художников, обобщая и упрощая терминологию, называют "китч" (безвкусица) или "наив".

Но нужно понимать разницу между примитивизмом и наивным искусством.

Итак, а теперь по порядку.

Примитивизм

Примитивизм - творчество профессиональных художников, которые используют в своих произведениях элементы детского , наивного, первобытного искусства. фольклора и ар-брют (грубое искусство).

Например, у Пабло Пикассо тоже был период, когда он писал в примитивизме. Хотя начинал с реализма. Но сегодня мы о нем подробно говорить не будем, он пригодится нам как родоначальник кубизма.

Пабло Пикассо. Танцовщица.
Пабло Пикассо. Танцовщица.

Зачастую это выражается в намеренном искажении перспективы, огрубление или округление форм, локальности цвета, схематичности изображений. Композиция становится либо максимально упрощенной, либо наоборот - перегруженной деталями.

Примитив (наивное искусство)

Примитив (или наив) - провинциальная форма искусства, отличающаяся от других "высоких" стилей. В этом направлении картины пишут не профессиональные художники, а самоучки. Пишут они свои картины грубо и немело. И, что важно, по-другому они делать не могут.

В начале 20 века было пересмотрено отношение к примитиву как к чему-то неполноценному, в нём открыли особую искренность художественного выражения.

Это сказалось в остром интересе к наивному искусству и примитивизму.

В чем разница?

Наивный художник разрушает устойчивые структуры (перспектива, композиция и т.д) неосознанно, в то время как примитивисты делали это намеренно, чтобы придать деформированной композиции определенный художественный смысл.

Примитивизм оказывается максимально свободной и открытой системой с высоким уровнем субъективности автора. Появляется новая творческая идентичность, балансирующая на границе между официальным и неофициальным, признанным и непризнанным, профессиональным и непрофессиональным искусством.

Примитивизм был спровоцирован знакомством с произведениями русского авангарда начала первого десятилетия 20-го века.

Ниже представлены работы русских авангардистов начала 20-го века.

Художники-примитивисты:

Марк Шагал

Фотография Марка Шагала
Фотография Марка Шагала

Все мы знаем Марка Шагала с его потрясающими картинами "Над городом" и "Прогулка".

Очень много искусствоведов рассматривают Марка Шагала просто как одного из модернистских художников 20 века. Кто-то считает его продолжателем примитивизма, кто-то — чистым модернистом. Но Шагал — это особое явление в ХХ веке.

Для него все было чудом: жизнь, любовь, красота — все это было проявлением чуда. Художник считал, что Бог его предназначил изобразить красоту мира.

Так он и поступил, посвятив жизнь искусству. В чём же уникальность Марка Шагала? Он всегда разный. За всю свою жизнь он поработал во множестве стилей, в том числе и в примитивизме. Его работы в этом направлении можете увидеть ниже.

Но он никогда не работал в чистом примитивизме. Все его картины - эклектика множества стилей.

Мир Шагала — это мир любви, красоты и чуда. И этому подчинены и стиль, и манера художника. Это и отличает его от многих художников 20 века, которые очень часто изображали трагедии, негативные стороны мира, не красоту, а уродство. И хотя у Шагала тоже есть негативные вещи и трагические образы, но все-таки основной мотив — это любовь и свобода, радость и красота.

Амедео Модильяни

Фотография Амедео Модильяни
Фотография Амедео Модильяни

История Амедео Модильяни похожа на трагедии многих художников, работавших на рубеже 19−20 веков: бедность, безвестность, болезни, зависимость от алкоголя и наркотиков. Он оставался непризнанным на протяжении всей своей жизни. Скандалы вокруг его якобы порнографических картин играли против него. Амедео умер, когда ему было всего 35 лет. По иронии судьбы, день гибели художника стал точкой отсчёта его бессмертия в мире искусства.

Изначально Модильяни был скульптором, но затем переключился на живопись. Скульптуры Модильяни демонстрируют знание автора не только африканской традиции, но также культуры Кикладской и Шумерской цивилизаций.

Стиль этих абстрактных удлинённых голов, во многом напоминающих африканские маски, впоследствии найдёт отражение в его живописных произведениях.

Чтобы усилить эффект чужеродности и загадочности, Модильяни сочетал разные традиции: вытянутые шея и голова, клиновидный нос, скрещенные на груди руки — из кикладской культуры; украшения для тела, заострённый подбородок, маленький рот с тонкими губами и миндалевидные глаза — из африканской; причёска — из египетской.

Художники примитива (наива):

Анри Руссо

Фотография Анри Руссо
Фотография Анри Руссо

Анри Руссо - французский художник, первый представитель искусства примитива, который приобрел международную известность.

Слава пришла к Руссо уже после смерти. Отношение современников-профессионалов к нему было двойственным: окружающие воспринимали его не вполне серьезно, как самоучку — и в то же время не могли не видеть его исключительной одаренности, выразительности его вещей, родственной архаическому и детскому искусству.

В картинах Анри Руссо хорошо чувствуется пантеистическое отношение к природе, но вместе с тем её облик сильно упрощается и сводится к самым понятным и основным элементам.

Нико Пиросмани (Пиросманашвили)

Фотография Нико Пиросмани
Фотография Нико Пиросмани

Грузинский художник-самоучка. Искусству Пиросмани присуща величавая упрощенность форм, неповторимо-индивидуальный и в то же время ярко национальный колорит.

Впервые его работы появились в поле зрения художников и общественности в 1910-х годах. В них оказалась выражена не только некоторая растерянность художника в сутолоке городской жизни, но и попытка философского осмысления человеческой души и места человека в природе и мире.

В сюжетах его картин мы часто можем наблюдать сцены застолья, пышные пиры, но вместе с тем они проникнуты какой-то едва уловимой щемящей грустью. Картины показывают моменты радостного и счастливого бытия, но в тоже время напоминают нам о бренности жизни.

Павел Леонов

Фотография Павла Леонова
Фотография Павла Леонова

Яркий представитель российского наивного искусства. Многие искусствоведы считают его одним из самых чистых и ярких наивных русских художников.

Сюжеты картин Леонова – мечты о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, а труд радостен и почетен. Люди помогают друг другу, они героичны и благородны.

Стиль художника характеризуется сочетанием больших и малых фигур, а также делением плоскости картины на отдельные квадратики – «телевизоры», в которых разворачиваются различные сцены.

Итог:

Примитивизм трактуется как подлинное проявление свободы мышления и воображения, сохранившего детскую любознательность и непосредственность, очищенного от исторической памяти и материалистических идеалов цивилизации. Цвет и эмоции на картине в стиле примитивизм всегда доминируют над законами перспективы, требованиями художественной достоверности и реалистичности.

Спасибо за внимание, надеюсь, мне удалось отразить различия между наивным искусством и примитивизмом.

В следующий раз мы с вами обсудим символизм.

Хорошего дня!