Найти тему

Раскрывая секреты современного искусства: Символизм

Всем доброго дня!

Мы уже далеко продвинулись в обсуждении современного искусства, поэтому, если кто-то только к нам присоединился - есть целая подборка статей по истории современного искусства, а также отдельная подборка по интересным художникам нашего времени.

В прошлый раз мы с вами обсуждали такие направления как примитивизм и наивное искусство, а сегодня обсудим символизм.

Символизм

С эстетикой модерна тесно сплетен возникший в 70-е годы 19 века символизм. Во многом его идеи и художественная программа стали противовесом импрессионизму.

Картины импрессионистов с их лёгкостью и отсутствием символики казались неспособными отразить внутренний мир человека и многогранность жизни.

Источник: сайт Азбука-Аттикус
Источник: сайт Азбука-Аттикус

Помните пьесу Чехова "Чайка", в которой главный герой Треплев говорит, что современное искусство не имеет глубины, а только и говорит о том, как "люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки"? Он тогда призывал искать другие образы.

После этого и засуетились символисты, которые начали пытаться через символы говорить о сложном и непонятном, что таится в человеке и в мире.

В конце 19 века самыми главными темами символистов были любовь, смерть, красота и женственность.

Символисты часто обращались к изображению литературных и мифологических героев, видя в этих образах универсальное и вечное.

Джордж Фредерик Уотс. Паоло и Франческа. 1870 г.
Джордж Фредерик Уотс. Паоло и Франческа. 1870 г.

Например, герои "Божественной комедии" Данте, которых мы видим на картине Джорджа Фредерика Уотса. Эти двое состояли в любовной связи и были убиты мужем Франчески, но даже в аду, наказанные за грех прелюбодеяния, они всё равно заключают друг друга в объятия.

Образы кажутся печальными, темный фон, закрытые глаза герое, соединенные руки погружают зрителя в размышления о любви, её разрушительной и созидательной силе.

Трагизм этой картины - общее свойство искусства символизма.

Одилон Редон. Морская ракушка. 1912 год.
Одилон Редон. Морская ракушка. 1912 год.

"Морская ракушка" Редона стала символом Венеры, то есть красоты и женственности, а также воды, как символа времени. Пустая раковина может символизировать и смерть, представляя собой нечто пустое, оставленное жизнью.

За изображением всегда стоит множество смыслов. Символ ценен своей многозначностью и позволяет сознанию, отталкиваясь от видимого образа, погружаться в мир таинственного и недосказанного.

Символизм-одно из крупнейших явлений в искусстве рубежа 19-20 веков. В своих произведениях символисты стремились отобразить жизнь души, полную переживаний, неясных впечатлений, воспоминаний.

Символисты различали два мира: мир вещей и мир идей. Символ это ключ между двумя мирами. У любой вещи есть земная, видимая оболочка, которую можно изобразить, и значимая , незримая не объяснимая, не подающаяся изображению.

Джордж Фредерик Уоттс

Фотография Джорджа Фредерика Уотса
Фотография Джорджа Фредерика Уотса

Джордж Фредерик Уоттс - художник и скульптор из Великобритании. Сам Уоттс связывал свое творчество с движением символистов. Художник стал известен еще при жизни.

«Я рисую идеи, а не вещи». - так говорил про себя Уоттс.

Его картины «Надежда» и «Любовь и жизнь» должны были стать частью эпического символического цикла «Дом жизни», в котором эмоции и стремления жизни представлены на универсальном символическом языке.

Долгое время Уоттс жил и работал в Италии, но вернувшись в Лондон, нашел столицу Англии очень изменившейся. Пресса на фоне обострившихся социальных проблем в обществе все чаще подвергала высокое искусство нападкам. Художник принял близко к сердцу сложившуюся ситуацию, создав ряд символических и, в то же время, остросоциальных картин.

Утвердившись в своей репутации, в 1880-х годах Уоттс начал свои грандиозные исследования аллегорической тематики, а свои картины называл не иначе, как «стихи, написанные на холсте».

Одилон Редон

Фотография Одилона Редона.
Фотография Одилона Редона.

Одилон Редон - французский художник и график. Ровесник импрессионистов, Редон избрал собственный путь и неповторимый способ борьбы с академической традицией: символизм и фиксацию самых невообразимых образов, рожденных воображением.

Одилон Редон с импрессионистической точностью и страстью фиксировал пейзажи и состояния мира. Только мир этот существовал в его воображении. Редон всматривался в шевеления первобытной материи, из которой возникают неопределенные формы и невиданные существа.

Редон фиксирует картины своего воображаемого мира долго и настойчиво, не стремясь к славе и утверждению новых идей в искусстве. Он выпускает альбом литографий по мотивам поэмы Флобера «Искушение святого Антония».

А следом выпускает альбом «Посвящение Гойе», по рассказам Эдгара По.

До конца жизни Редон будет писать фантастические букеты и мистические портреты.

Пьер Пюви де Шаванн

Фотография Пьера Пюви де Шаванна
Фотография Пьера Пюви де Шаванна

Одним из крупнейших мастеров символизма во Франции был Пьер Пюви де Шаван.

Известность пришла к художнику после создания двух композиций «Надежда».

Всё предельно просто: молодая девушка, аллегория Надежды, изображена на фоне скромного весеннего пейзажа .Объемная фигура девушки и плоский задний план создают иллюзию что оливковая ветвь(символ мира) в руках кажется одновременно и деревом на заднем плане. Один и тот же предмет как символ и элемент пейзажа.

Выдающимся произведением Пюви де Шавана стал цикл монументальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» для Пантеона в Париже, которые рассказывают о жизни святой.

Пюви де Шаван не стремится превратить античные образы в идеал современного человека , как это делали художники классицизма. Античность, считал он, прекрасна сама по себе, ее совершенство существует для эстетического наслаждения.

А кого еще из символистов конца 19 века Вы знаете?

В следующей статье мы с вами рассмотрим Кубизм.

Также не забывайте написать комментарий к этому посту на вопрос "Что такое искусство?", иначе мы не сможем продолжить)

Спасибо за внимание и всем хорошего дня!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц