Всем доброго дня!
Мы с вами уже обсудили очень многое, если кто не в курсе - на канале есть отдельная подборка.
В прошлый раз мы с вами обсуждали постимпрессионизм и его представителей.
Сегодня же мы будем обсуждать следующее направление - авангард и фовизм.
Авангард
Начало 20 века отмечается не только развитием модерна и его направлений. Активный поиск новых форм и приемов даёт начало также авангардизму.
Давайте вспомним про нашу табличку со второй "мини-лекции".
Удивительно, столько направлений с началом нового века. Впереди нас ждёт много интересного. И, наверное, когда мы закончим разбирать то, что есть сейчас - появится ещё больше новых направлений. В этом вся прелесть и одновременно ужас современного мира - всё слишком быстро меняется.
Но это мои рассуждения, так что давайте продолжим.
Что можно отнести к авангардизму? Вообще все течения в изобразительном искусстве первой трети 20-го века.
Как и в модерне, представителей всех течений авангардизма объединяло общее желание реформировать искусство, найти новые способы выражения и новые образы.
Конечно, главные авангардные течения возникли накануне, во время и после Первой мировой войны. Однако, это не делает более ранние направления менее интересными.
Фовизм
Термин "фовизм" пришел к нам из французского языка, и происходит от слова "Fauve" - "дикий". И в творчестве фовистов действительно есть что-то первобытное, дикое и искреннее.
Это одно из самых ранних течений авангарда, которое заявило о себе в 1905 году. Но мало того, что оно одно из самых ранних, так оно ещё одно из самых быстросменяемых направлений, так как фовизм просуществовал всего несколько лет.
Фовизм освободил цвет и работу художников от подражания природным цветовым схемам. Это значит, что основой фовизма стал служить цвет в чистом и ярком виде, а также способность художника выражать эмоции и влиять на чувства зрителя.
В какой-то степени фовизм продолжает традицию импрессионизма - работать с живописной формой, а не со смыслом и содержанием.
Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Все они разных художников. Но у них есть нечто общее. Что же?
Фовисты берут все самое красочное, все самое яркое. Радикально говоря, в своих композициях художники делают всё нарочито острым, пишут примитивными формами. А также они отрицают стандартную для нас линейную перспективу, сосредоточив всё внимание на цветовой экспрессии.
Но почему же фовизм так быстро "исчез"? Дело в том, что художники, которые относились к этому направлению, ещё больше углубились в свои поиски, тем самым сменив направление или "переделав" его под себя.
Фовисты впервые обратили на себя внимание в 1905 году на «Осеннем салоне» и "Салоне Независимых" в Париже - их стали покупать коллекционеры.
Самые яркие представители фовизма - французские живописцы:
Анри Матисс
В его работах поражает сочность цвета. Сочетание ярких пятен - это главное, что формирует настроение его картин. Оно всегда радостное.
Матисс стремился написать картину красивой за счёт определенного ритма, в котором сочетаются цвета, как, например, в картине "Танец" - полное пренебрежение к деталям, но ясное ощущение ритма.
В каких-то картинах все цвета у Матисса в равных соотношениях, а где-то есть явная цветовая доминанта, как в картине "Разговор". Здесть ультрамарин служит фоном, затем плавно светлеет, превращаясь в цвет пижамы изображенного мужчины, а затем почти сливается с цветом креста и переходит в цвет прудов за окном.
Андре Дерен
Среди фовистов – а название, напомню, происходит от французского "fauve" и обозначает «дикий» - Дерен был одним из самых диких и буйных.
Заметно, что Дерен здесь творчески развивает достижения пуантилистов Сера и Синьяка, организуя живописную поверхность при помощи мелких однотипных мазков. Однако, если Сера и Синьяк делали всё ровно и аккуратно, то Дерен располагает мазки так, чтобы передать направление движения – воды, света или чего еще. Впрочем, пуантилью он пользуется не всегда и иногда кладет краску широкими мазками. Получается все равно дико и весело.
В 1907 году Дерен знакомится с Пикассо. И тут всё его творчество сразу меняется - он начинает двигаться в сторону кубизма. Но об этом не сегодня.
Морис де Вламинк
Ощутить себя настоящим художником Вламинку помогла дружба с вышеупомянутым Андре Дереном. Их сблизила любовь к живописи и яркому цвету.
«О, Морис! Я все пишу синим», восклицал Дерен, стоя за мольбертом на берегу Сены. «А я все красным», - откликался Вламинк.
Цвет был для Мориса средством выражения сильных эмоций. Выдавленную из тюбика краску он клал на холст густыми, пастозными? мазками. Его фовизм был стихийным, в отличие от рационального фовизма Матисса.
Позже на вопрос "Что такое фовизм?" Вламинк отвечал так:
«Это я. Это моя манера того времени, мой способ восставать и освобождаться одновременно, отказываться от школы, от принадлежности к кому-то: мои синие, мои красные, мои желтые, мои чистые цвета без смешения тонов».
С 1907 года в живописи Вламинка протест уступил место размышлению, вдумчивости, спокойствию. Исчезли резкие цветовые контрасты. У него появляется новая манера живописи. И мы об этом ещё вспомним.
Итог
Фовизм может показаться слишком упрощенным или примитивным. И художники того времени этого не только не боялись, но и стремились культивировать подобное отношение к искусству.
Это потом найдет своё выражение в других направлениях, например, в примитивизме, о котором мы и поговорим в следующий раз.
Как вам такое направление в живописи? Помните ли Вы ещё художников, которые относились к данному направлению?