Найти тему
ХроноScio | История и культура

Доискаться до смысла: 5 очень странных картин в мировой живописи

Оглавление

Какие только причуды художников не таит в себе мировое искусство! За миллионы долларов уходят порой, скажем так, очень противоречивые и неоднозначные произведения, вроде знаменитой «Собаки» Жоана Миро. Но мы в этой подборке поговорим о других работах, которые многие оценивают как странные и с трудом поддающиеся осмыслению, и попытаемся выяснить, что в них скрыто.

«Американская готика»

Картину написал американский художник Грант Вуд в 1930 году, и со временем она стала одним из наиболее узнаваемых и пародируемых образов в американском искусстве. Картина изображает фермера с дочерью (а не женой, как предполагают некоторые) на фоне деревенского дома. У фермера в руке – вилы, он крепко сжимает инструмент, как оружие. Дочь одета в старомодный передник, ее волосы стянуты в узел.

Оба персонажа выглядят довольно непривлекательно. У них мрачный взгляд, тяжелые черты, суровое выражение лиц. Моделью для женщины послужила собственная сестра художника, а для образа отца – стоматолог из города Сидар-Рапидс в штате Айова.

Репродукция «Американской готики» была опубликована во многих американских газетах, но публика отреагировала крайне негативно. Сами жители штата Айова сочли, что художник создал их искаженный и непривлекательный образ. Вуд в оправдание отвечал, что стремился создать лишь собирательный образ американцев, а не жителей конкретного штата или города.

Прототипы персонажей картины
Прототипы персонажей картины

Современные критики считают, что художник прибегнул к сатире. Вилы – символ тяжелого труда, американской мечты – якобы тяжелый и упорный труд непременно приведет к процветанию. А вилы могут отсылать как к трезубцу бога Посейдона, так и к вилам дьявола (кстати, швы на рубахе фермера повторяют контуры вил).

Интересна вертикальность изображенных людей и предметов: удлиненные лица, худые длинные фигуры, высокие окна дома. Это отсылка к готической архитектуре, где устремленность ввысь – одна из характерных черт.

«№5, 1948»

-3

Экспрессионизм – это направление, которое особенно часто ставит в тупик и зрителей, и искусствоведов. А еще сложнее анализировать абстрактный экспрессионизм, к которому принадлежит наша следующая картина в подборке.

«№5, 1948» создан американским художником Джексоном Поллоком в 1948 году. Картина довольно большая, имеет размер 244 × 121 см, написана на фиброкартоне. Изображение представляет собой беспорядочный набор линий и пятен серого, коричневого, желтого и белого цветов. Оно выполнено в типичной для художника технике разбрызгивания и разливания красок.

Впервые картину выставили в 1949 году на персональной выставке Поллока, и ее приобрел филиппинский художник и торговец за 1 500 долларов. Его деловой партнер был шокирован: «Ты что, потратил деньги на это

Дальше получилось еще интереснее: при перевозке картину повредили, и Поллок предложил покупателю исправить повреждение. А в результате фактически полностью переписал ее, заметив, что покупатель все равно ничего не заметит. Покупатель, как выяснилось, заметил. Но все равно остался доволен.

Поллок за работой
Поллок за работой

Сегодня картина Поллока необычайно знаменита и стоит уже 140 млн долларов, что делает ее одной из самых дорогих в мире. Сам автор отзывался о своей манере писать так:

«Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу»

«Влюблённые»

-5

Художник-сюрреалист Рене Магритт очень часто загадывает загадки в своих работах. Не исключение и картина «Влюблённые», созданная им в 1928 году в Париже. На ней изображена целующаяся влюбленная пара. Но головы обоих персонажей обернуты тканью, мы не видим их лиц, их эмоций.

Есть разные интерпретации этой картины. По одной из них, художник намекает на то, что любовь слепа. Влюбленные не видят никого вокруг, и мы не видим их истинных лиц. И даже друг для друга они, в общем-то, загадка, так как сильные чувства мешают трезво смотреть на вещи и видеть истину.

Также исследователи усматривают в картине намек на прошлое Магритта. Когда художнику было 14 лет, его мать покончила с собой, бросившись в реку. Когда ее вынули из воды, ее лицо оказалось обернуто промокшей ночной рубашкой.

-6

Кстати, эта работа – одна из целой серии, включающей еще три картины. Все они носят то же название, различаясь лишь порядковым номером, и созданы в том же году.

Также читайте: «Сын человеческий»: что скрыто в провокационной картине Рене Магритта?

«Две Фриды»

-7

Мексиканская художница Фрида Кало создала десятки автопортретов. И одна из наиболее известных ее работ – картина «Две Фриды», написанная в 1939 году.

Это двойной автопортрет, изображающий две версии Фриды. Первая одета в белое платье в викторианском духе, в руке у нее – хирургические щипцы. А вторая Фрида одета в традиционном мексиканском стиле и держит в руке миниатюрный портрет своего мужа Диего Риверы, с которым незадолго до этого развелась. У обеих Фрид открыты сердца, их соединяет кровеносный сосуд.

Искусствоведы интерпретируют картину по-разному. Например, есть мнение, что она отображает двойственное происхождение Фриды: ее отец был немцем, а мать имела испано-индейское происхождение. Вторая версия гласит, что мексиканская Фрида – это та, которую любил ее муж Диего, а вторая, в белом, – та, которую он бросил.

Хирургический инструмент намекает на жизнь художницы, полную боли и постоянных врачебных вмешательств. А обнаженные сердца могут отсылать к традициям мексиканских индейцев и их жестоких жертвоприношений.

Также читайте: Невыносимая любовь к жизни. Биография и творчество Фриды Кало

«Крик»

-8

Эта жутковатая картина написана норвежским художником Эдвардом Мунком в 1893 году и является одним из самых узнаваемых произведений в истории живописи. Она принадлежит к экспрессионизму и вообще считается толчком для развития этого направления в европейском искусстве.

На картине изображено зловеще-красное закатное небо и мост. В центре композиции – странная антропоморфная фигура, застывшая в немом крике дикого ужаса. Элементы природы в картине плывут и перетекают, создавая эффект легкого головокружения и отрыва от реальности.

В работе художник постарался передать крик природы (кстати, именно так называл картину сам Мунк). На передачу столь глубоких эмоций его натолкнули крики душевнобольных из расположенной рядом лечебницы и животных с ближайшей скотобойни.

Подробнее об этой интригующей картине можно почитать в нашей отдельной статье.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: «Поцелуй» Климта. Неожиданные факты о знаменитой картине