Найти тему
Борис Бабаян

Подач(к)а АВТОВАЗу? Грядет рекордное повышение утильсбора: смотрим ставки и обалдеваем от новых цен

Оглавление

Правительство вынесло на обсуждение проект индексации ставок утилизационного сбора на автомобили. Он является аналогом таможенных пошлин и сильно влияет на уровень цен. Увеличить сбор просил глава АВТОВАЗа Максим Соколов, и, судя по всему, предложенная правительством схема соответствует первоначальному посылу из Тольятти. Увеличение беспрецедентно как по масштабу, так и по частоте индексаций в ближайшие годы. Мы изучили таблицу новых ставок и нанесли ближайшие изменения на график. Основной вывод: к январю популярные автомобили подорожают минимум на 367 тысяч рублей. Для некоторых категорий увеличение цены превысит миллион рублей.

Утильсбор повысят осенью и зимой

Первая плохая новость: нас ждет не однократное увеличение утильсбора, как было в 2023 году, а целая серия изменений. Причем если в будущем сбор предполагается индексировать раз в год, то в ближайшие шесть месяцев произойдет двойное изменение ставок: сначала с 1 октября 2024 года, затем — с 1 января 2025 года.

На вторичке ставят крест

Импорт подержанных машин при новой сетке утильсборов выглядит почти безнадежной затеей. Например, для автомобилей с моторами 1–2 литра к январю утильсбор составит почти 1,2 млн рублей, к 2030 году превысит 2 млн. А для сегмента 2–3 литра уже в январе 2025 года утильсбор приблизится к 3 млн рублей. Это ударит по импорту автомобилей из Японии, которая остается важным поставщиком подержанных машин: в марте Дальневосточная таможня отчиталась о возвращении показателей на докризисный уровень.

Зачем АВТОВАЗ портит карму?

Как и в прошлом году, идею повышения утильсбора первоначально огласил глава АВТОВАЗа Максим Соколов, ссылаясь на обострившуюся конкуренцию с китайскими автомобилями. Тольяттинцев в первую очередь беспокоят чайнакары ценой в районе 2 млн рублей (а это множество моделей), которые конкурируют со средними комплектациями Lada Vesta. Прошлогоднего повышения утильсбора оказалось недостаточно: в начале 2024 года китайские марки серьезно снизили цены, и среди прямых конкурентов Lada Vesta оказались, например, «Москвич-3» (JAC JS4), Omoda S5 и Geely Emgrand.

Отметим, что утилизационный сбор платят все производители, включая и местных, но последним его полностью или частично компенсируют за счет разнообразных вычетов и субсидий. Схема этих компенсаций не публична, но, скорее всего, АВТОВАЗ получает возмещение в полном объеме, поэтому является основным выгодополучателем увеличения утильсбора. При этом прошлогодняя накрутка привела лишь к тому, что Lada Vesta дорожала всю осень, пока цена топовых комплектаций не приблизилась к 2,4 млн рублей. Вероятно, то же самое ждет нас после очередных раундов индексации сбора.