После слов главы Рособрнадзора о том, что репетиторов развелось слишком много, что это бывшие учителя и их надо вернуть в школы, многие блогеры Дзена, которых я читаю, изложили своё мнение по данному вопросу. Основная мысль: в сложившихся в настоящее время обстоятельствах добровольно в школы никто не вернётся. Я решила тоже высказаться на эту тему.
В университете я училась в педпотоке, поэтому после получения диплома могла пойти работать в школу, но не пошла. И по моему мнению, с того момента, как я закончила вуз, практически никаких положительных изменений в школе не происходило – наоборот, недостатков с каждым годом становится всё больше, маразм крепчает, ситуация усугубляется.
Первый и самый главный недостаток работы учителя (если не принимать во внимание Москву) – маленькая зарплата. Почти никто из учителей на одну ставку не работает – большинство тянет полторы, две и более ставок. И даже с учётом этого зарплаты большинства учителей таковы, что их хватает в основном только на базовые потребности – еду и оплату коммуналки, больше почти ни на что не остаётся. Идти сознательно на работу с такой зарплатой неразумно, все это понимают. Никто не удивляется, почему выпускники педагогических вузов в школу почти не идут, а те молодые энтузиасты, кто всё-таки пришёл после института работать учителем, надолго не задерживаются. И почему увольняются учителя́ со стажем, доведённые до крайности, тоже понятно – надоело работать за еду, потому что работа за еду – это рабство. Почему в школе остаются те учителя, кто ещё остался, мне не совсем понятно, но возможно им просто некуда больше идти. Все эти смехотворные повышения зарплат учителям на 2-3 тысячи рублей проблему только усугубляют: именно после таких «повышений» некоторые переосмысливают ситуацию и задумываются о смене работы.
Многие подрабатывают репетиторством, при этом работая учителем в школе. С зарплатой школьного учителя без подработки всё равно не обойтись, ну а кем ещё подрабатывать учителю? Именно в репетиторстве востребованы все профессиональные компетенции учителя. Кто-то уходит из школы и полностью переходит в репетиторство. Кто-то сразу после окончания педвуза идёт в репетиторы, не поработав в школе вообще ни дня.
Почему так происходит? Почему учителя уходят в репетиторы? Потому что репетитор, в отличие от школьного учителя, не раб. У учителя в настоящее время почти не осталось никаких прав, одни обязанности, куча отчётности и при этом унизительная зарплата. А у хорошего репетитора всё по-другому. Если набрать нужное количество учеников (при нынешних возможностях интернета это не составляет большого труда) и установить адекватную цену за занятие, то каждый месяц (кроме, может быть, летних) он будет иметь достойную зарплату, и помимо того: 1) не надо заполнять ежедневно несколько журналов и писать кучу отчётов; 2) не надо проводить никому ненужные мероприятия, отвлекающие от учебного процесса; 3) можно работать только с теми учениками, с кем комфортно, отказаться от проблемного ученика; 4) не нужно следовать каким-то утверждённым программам; 5) можно тратить на изучение той или иной темы столько времени, сколько требуется данному конкретному ученику; 6) график работы репетитор устанавливает себе сам, как ему удобно. К хорошему быстро привыкаешь, поэтому, уйдя в репетиторство и поработав какое-то время, учитель уже не вернётся в школу, что бы там ни говорил глава Рособрнадзора.
Я преподаватель вуза, репетиторством иногда занимаюсь, но не на регулярной основе – нет необходимости, потому что зарплата за 1 ставку в нашем вузе соответствует нижнему порогу средней зарплаты в Москве, мне этого хватает, чтоб полностью обеспечить себя и супруга-инвалида. А вот моя подруга (пусть будет Римма) – репетитор по химии, и это её основной доход, причём весьма нехилый. Она работает учителем химии в кадетском корпусе на четверть ставки только чтоб шёл трудовой стаж (1-2 дня в неделю), причём это не в Москве, так что сами понимаете, какую зарплату она там получает как учитель. Но у Риммы как у репетитора не менее 3-4 учеников каждый день (и онлайн есть, и офлайн), так вот она за последние 15 лет самостоятельно одна выплатила 3 ипотеки: за участок под Питером для сына, за однушку в Питере для дочки и за однушку там же для себя – обе квартиры не на окраине, а в нормальных районах в 5-10 минутах пешком от метро. А теперь Римма хочет влезть ещё в одну ипотеку: взять себе двушку, чтоб заниматься с учениками не на кухне, а в отдельной комнате (у неё сейчас кухня 12 кв.м с отдельным полностью оборудованным местом для работы с учениками). Вот как вы думаете, чем можно замотивировать такого репетитора, как Римма, пойти работать в школу? Школа (даже московская) не сможет предложить доход, сопоставимый с тем, что она имеет сейчас. А никакая другая мотивация тут не прокатит, увы.
Мотивация репетиторам-учителям вернуться в школу может быть только одна: достойная оплата труда, а для этого существующую зарплату надо не на 3 тысячи повышать, как у нас делается, а как минимум в 3 раза увеличить, причём именно зарплату, а не оклад. Вот тогда учителя, возможно, вернутся в школы, а выпускники педвузов с радостью повалят туда работать. Подчеркну: возможно – совсем не факт, что все учителя вернутся, потому что в школе помимо маленькой зарплаты есть куча других недостатков, о многих из которых я уже тут упомянула – тотальное бесправие, неадекватное количество ежедневной отчётности, обязательное участие в бесполезных для учёбы мероприятиях и т.д. и т.п. Но начинать надо именно с зарплаты, ни что другое не сработает. Что думаете?
Ещё несколько слов о возвращении репетиторов в школы - в следующей статье.
____________________________
Некоторые ситуации из практики моего репетиторства:
Как мы с ученицей решали дифференциальные уравнения
Про пианистку, которая в итоге стала математиком
Как мой ученик и я пытались в разное время войти не в ту дверь