В силу своей профессии (преподаю математику в вузе) в сферу моих интересов входят разные аспекты образовательного процесса взрослых и, в какой-то степени, детей. Поэтому здесь на Дзене я подписана на многих авторов, пишущих на соответствующие темы. Практически у всех них с разной частотой появляются статьи о том, почему молодёжь после педуниверситета не идёт работать в школу, почему в школе не хватает учителей, почему учителя увольняются из школы и т.п. Вот теперь и я созрела к тому, чтоб ответить (прежде всего самой себе) на вопрос: почему после окончания университета я не пошла работать учителем в школу? Ответ, к сожалению, почти очевиден – из эгоизма. Но, впрочем, изложу всё по порядку.
Физмат одного из уральских университетов закончила в 1995 году (квалификация в дипломе: «Математик. Преподаватель»). Ещё когда училась на 3-4 курсе, а училась я в своём родном городе, как-то встретила нашу школьную директрису, которая сказала, что наслышана о моих успехах в учёбе и пригласила после окончания обучения вернуться в свою школу учителем математики. Наш класс был с математическим уклоном и этот профиль там сохранялся, а школа считалась одной из лучших школ города, кроме того, от моего дома до неё было 10 минут пешком. Но я была наслышана о небольших зарплатах учителей, поэтому идти работать в школу не хотелось и я не стала ничего обещать директрисе. Кроме того, к моменту этого разговора я уже прошла месячную практику в школе и имела некоторое представление о работе учителя с места событий. Правда, школа была другая, но тоже неплохая, по словам её учителей. Я вела там уроки в одном из 8-х классов, а ещё несколько моих одногруппников – в других классах этой параллели. Мой 8«а» был ещё ничего, там было много думающих и старательных учеников, а вот в других классах ситуация была намного сложнее. Ещё тогда подумалось, что математику то я люблю искренне, но вот работать с такими детьми не больно то хочу, а какие мне достанутся, когда я начну работать по-настоящему – неизвестно.
Потом, на выпускном курсе, случился опыт, немного травмировавший психику и утвердивший в мысли, что в школу лучше не идти. Стипендия у меня была повышенная, так как училась отлично, кроме того я получала небольшое пособие, которое выплачивал наш вуз на питание детей-сирот (мама умерла, когда я училась на 2 курсе, отец жил где-то в другом городе, о нём я ничего не знала с 8-летнего возраста), но этих денег конечно же не хватало, поэтому я всё время искала подработки. Однажды в нашем университете на доске объявлений увидела, что в школу требуется учитель математики в классы выравнивания, возможно, студент последнего курса. Я не знала, что такое «классы выравнивания», и решила откликнуться на это объявление. Лучше бы я этого не делала. Если интересно, посмотрите в интернете, что это такое, а я только могу рассказать, что из 20 учеников примерно у трети на лице присутствовали типичные признаки УО в разной степени проявления, а уж как это проявлялось в поведении, стараюсь не вспоминать. Только представьте: до того, как я туда пришла, у них месяц не было алгебры, а геометрии не было с самого начала учебного года – учителя этой школы ни в какую не хотели брать этот класс, поэтому они и пригласили студентку. Я выдержала там около 3 недель, после чего в шоке уволилась и решила, что в школу после окончания вуза пойду только в том случае, если не найду ничего другого по специальности.
К счастью, поскольку свой вуз я закончила с красным дипломом, меня сразу по рекомендации декана позвали работать в другой вуз нашего города на кафедру высшей математики, заведующая которой проводила как раз в тот момент политику омоложения состава кафедры. Там я счастливо проработала более 12 лет: сначала ассистентом, потом старшим преподавателем и далее, после защиты диссертации – доцентом. Зарплату нам всегда платили исправно, даже в сложные 90-е годы, работа нравилась, а это для меня очень важно. Тогда путь от двери моего подъезда до проходной университета, в котором работала, занимал от 30 до 45 минут транспортом (смотря на чём ехать – доехать до работы можно было на трамвае, автобусе или маршрутке) – мне, наивной, казалось тогда, что это довольно долго. Некоторые наши преподаватели жили недалеко от университета и ходили на работу пешком. Им я немного завидовала – всегда хотелось жить рядом с работой и не тратить много времени на дорогу. В пешей доступности от моего дома было несколько школ, в том числе и та, которую я закончила в своё время, но сменить работу преподавателя университета на работу учителя средней школы даже мысли никогда не возникало.
Потом произошли некоторые события в моей жизни, и я переехала на ПМЖ в Подмосковье. Очень жаль было оставлять любимую кафедру, но деваться некуда. О поиске работы после переезда в Москву я подробно написала в этой серии статей:
Вот уже 12 лет я работаю на кафедре математики профильного университета геологоразведочной отрасли. Платят нам в последние годы более-менее нормально, работа нравится – я об этом упоминала во многих статьях. Но есть одна проблема. Понимаете, Москва большая, и хоть с 2012 года наш посёлок формально относится к ней, живём-то мы по-прежнему в 40 км от мкада по Киевскому шоссе. Между моим домом и мкадом нет ни одного вуза, поэтому на работу приходится ехать 2 часа в одну сторону. Этой проблеме была посвящена отдельная статья:
Ещё лет 10 назад я подумывала о том, что можно было бы найти работу поближе к месту жительства (в последние годы я строю планы не о поиске новой работы, а о переезде поближе к нынешнему месту работы). В трёх минутах неспешной ходьбы от моего подъезда находится школа. С некоторыми учителями, работающими в ней и живущими в нашем посёлке, я знакома, а одна из завучей вообще является моей соседкой – наши квартиры расположены на одной лестничной площадке. Из разговоров с ними знаю, что если бы я пошла работать учителем математики в эту школу, то скорее всего на примерно такую же зарплату, какую я получаю сейчас в своём вузе, а может и чуть больше. Но в школу я не пойду – здоровье и душевное состояние я ценю намного больше, чем пешую доступность места работы. Судите сами: в школе помимо неадекватных учеников, с которыми обязательно придётся иметь дело, так как они есть в каждом коллективе, в том числе и детском, ещё есть не вполне адекватные родители, не вполне адекватная администрация, не вполне адекватные требования, спускаемые сверху, не вполне адекватная отчётность, и т.д. и т.п. – такой сгусток неадекватности. Но себя жалко, я себя ценю. Жизнь всего одна, другой не будет, поэтому класть свою единственную жизнь на алтарь чего бы то ни было я не готова. Только не я. Эгоизм как он есть, увы и ах.