Найти тему
Сказы Истории

Москва, в отличие от Лондона, смогла защитить себя от авиаударов в 1941 году

Перед самой войной, весной 1941 года немцы с фотографий аэрофотосъёмки сделали подробные карты Москвы. В то время осуществлялось пассажирское сообщение и «Люфтганзы» прилетали в Москву регулярными рейсами на аэродром «Ходынка», где располагался первый московский аэропорт. На подлёте к городу экипажи самолётов делали фото Москвы и её окрестностей. Так что расположение всех наиболее важных объектов было зафиксировано.

Москву начали бомбить 22 июля 1941 года. Перед этим нацисты хорошо потренировались на Лондоне, который бомбили с сентября 1940-го по май 1941 года, 57 ночей подряд, утопив его в развалинах. Для Москвы была подготовлена та же участь, но здесь им крылья пообломали.

Защитники Москвы. Фото из открытого доступа
Защитники Москвы. Фото из открытого доступа

Планы немцев

Гитлер считал, что раздавить Москву с воздуха будет намного легче, чем Лондон, где им пришлось преодолевать огонь зенитной артиллерии и аэростатные заграждения.

Обращаясь к пилотам, которые были выбраны для бомбардировки Москвы генерал-фельдмаршал Кессельринг заверил – будет намного легче, просто приятная прогулка.

Он считал, что у Москвы мало зениток, нет опыта борьбы с авиацией, аэростатов тоже нет, поэтому пилотам был дан приказ лететь на небольшой высоте и точно бомбить стратегические объекты. Немецкий генерал и не предполагал, насколько он ошибался.

Москва готовилась

Прежде всего была проведена работа по маскировке города, из досок и фанеры изготавливали бутафорские здания, кремлёвские звёзды и кресты с куполов были сняты или закрыты, крыши перекрашены из зелёного в коричневый цвет.

Некоторые декорации были нарисованы на брезенте и растянуты над деревьями, брусчатка была засыпана песком из-за чего территория Кремля сверху казалась разбитой на неравные части, даже очертания Москва-реки были изменены.

Также бутафорскими зданиями и расписными брезентами маскировали и ключевые заводы, построили девять фальшивых аэродромов и несколько бутафорских заводов в поле. Это была гигантская работа, проделанная в первый послевоенный месяц.

Маскировка Москвы Фото из открытого доступа
Маскировка Москвы Фото из открытого доступа

Врага ждала и подготовленная ПВО, которая состояла из 600 истребителей, 1560 зенитных орудий и зенитно- пулемётных установок, 1200 зенитных прожектора и 124 аэростата заграждения.

Советская ПВО быстро отбила охоту немцев продолжать налеты на Москву, их встречал шквал заградительного огня, в большинстве случаев вражеские самолёты разворачивались и уходили.

Особое уважение вызывал счетверенный пулемет AAA разработанный сыном знаменитого конструктора Федора Токарева, который эффективно работал с низколетящими самолётами на высоте до 1,4 км. Вражеским пилотам приходилось летать высоко и вести прицельную бомбардировку было сложно.

В ночь на 22 июля 1941 года на Москву вылетело 220 немецких бомбардировщиков, из них 22 были сбиты, на следующую ночь гитлеровцы потеряли ещё 15 самолётов.

Немецким пилотам не удавалось близко подойти к Кремлю, мостам, электростанциям и тогда они вываливали бомбы куда попало. Так на территорию Кремля упало несколько случайных бомб.

Птицы, парящие над Москвой

Для защиты Лондона британцы достаточно успешно использовали аэростаты, о которые самолеты противника повреждались при столкновении с самим аэростатом или с тросом, на котором он был подвешен. Но со временем немцы приспособились перерезать трос специальным резаком.

Заградительные аэростаты. Фото из открытого доступа
Заградительные аэростаты. Фото из открытого доступа

Однако, если в Лондоне аэростаты подвешивали на высоте 2-2,5 км, то над небом Москвы эти конструкции висели на высоте 4 – 4,5 км, что стало полной неожиданностью для немецких пилотов.

Попытки поджечь Москву

С зажигательными бомбами, сбрасываемыми на крыши домов, москвичи тоже научились справляться. Были организованы ночные дежурства на крышах. Небольшие зажигательные бомбы москвичи хватали специальными плоскогубцами и бросали в ящик с песком. С этой задачей справлялись даже школьники.

Свидетель этих событий английский журналист Александр Верт написал об этом так:

«Шрапнель зениток била словно град. Всю ночь. Небо озаряли сотни огней прожекторов. Зенитчики вели невероятно плотный огонь, просто не оставляя немцам и шанса на прицельное бомбометание. Ни в Лондоне, ни в другом британском городе мне и близко не доводилось видеть такого ожесточенного огня».

За месяц бомбардировок, с 22 июля по 22 августа немцы потеряли свыше 200 самолетов, немецкое командование было обескуражено такими потерями, а лётчики считали полёты на Москву самоубийством.

После этого авианалётов на Москву стало меньше, обычно прилетали 10-15 бомбардировщиков, а к апрелю 1942 года и вообще перестали прилетать.

Упавший в Москве немецкий самолет. Фото из открытого доступа
Упавший в Москве немецкий самолет. Фото из открытого доступа

Зачастую упавшие самолёты выставляли на столичных площадях, чтобы москвичи могли оценить роль защитников города.

Кремль. Фото из открытого доступа
Кремль. Фото из открытого доступа

Конечно, будет неправильно сказать, что Кремль не пострадал от бомбардировок, определённый урон был нанесён, но всё это было незначительно и исправимо.

Бомбардировки Москвы продолжались до апреля 1942 года, маскировка окончательно была снята только в 1945 году.

Так, за этот период из 7146 немецких бомбардировщиков к Москве прорвалось лишь 229, потери москвичей за лето и осень 1941 года составили более 2 тысяч человек. Для сравнения в Лондоне погибло свыше 40 тысяч и около 2-х миллионов остались без крыши над головой.

В Москве ни один крупный стратегический завод не пострадал и не прекратил своей деятельности, исключение составили мелкие пожары.

Конечно, эта победа была бы невозможна без грамотно организованной работы по защите Москвы её руководством и героизма советских граждан.