Китобойный промысел, наиболее распространенный на пороге промышленной революции, способствовал формированию государств, однако не обошлось и без шокирующих событий. Многие факты и сведения сохранились и отображены с точки зрения дохода или потерь для китобойных судов и их команд. Однако это так же показывает часть того ущерба что было нанесено популяции китов.
На китов охотились на протяжении тысяч лет ради мяса, жира, кожи, внутренних органов, костей и китового уса. Хотя продукты производимые промысловиками использовались людьми как в умеренном, так и в холодном климате по всему миру в прежние эпохи, китобойный промысел был наиболее популярен и прибылен в середине 1800-х годов. Большим спросом пользовались китовый жир и сопутствующие продукты, а новые технологии, такие как пароходы, сделали охоту на китов более губительной для их популяции.
1. Катастрофа 1871 года: потерянный флот
В августе 1871 года 32 китобойных судна из разных уголков Соединенных Штатов, включая Гавайи, Новую Англию и Калифорнию, встретились в холодных водах у берегов Аляски в погоне за гренландскими китами. На борту судов находилось более 1200 человек, в основном мужчины из китобойных команд, но также и несколько женщин и детей, которые сопровождали мужей и отцов.
Паковый лёд - морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния.
Паковый лед в Арктике находился близко к берегу, оставляя лодкам меньше места для маневрирования. Тем не менее, китов было много, и охота считалась тогда успешной. Корабли продолжали выполнять свои задачи, а капитаны ожидали, как обычно, что ветер изменится и вытолкнет паковый лед в открытый океан, чтобы они могли отплыть.
Однако паковый лед вместо этого сдвинул корабли ближе друг к другу и ни один не смог выбраться из ледяных тисков. Капитаны 32 кораблей решили, что самым безопасным решением будет покинуть корабли и эвакуироваться на вельботах, которые можно было бы протащить по льду до воды.
1219 человек погрузились в вельботы и поплыли на веслах 140-150 км на юг, где их спас другой флот.
Вопреки всему, в ходе похода не погибло ни одного человека. Из 32 кораблей только 1 удалось восстановить, остальные были раздавлены льдами. Потери кораблей и их груза на тот момент оценивались в 1,6 миллиона долларов.
2. Япония 2011: незаконно присвоенные средства
Япония — одна из немногих стран мира, которая до сих пор продолжает охотиться на китов. Основной целью их китобойного промысла являются исследования. НО! киты, которых убивают для исследовательских программ, разделываются и продаются на мясо, что приводит в свою очередь росту международных экологических споров с экологическими организациями и группами.
Эти дебаты еще больше разгорелись в 2011 году, когда выяснилось, что 29 миллионов долларов из национального фонда восстановления после цунами Японии были переданы китобойной промышленности для защиты от преследований со стороны протестующих.
Такие организации, как Sea Shepherd Conservation Society/SSCS (некоммерческое Общество охраны морской фауны (дословно - «Морской пастух»)), практически постоянно присутствуют вблизи китобойных судов, преследуя китобоев и повреждая оборудование. Цунами обрушилось на Японию в 2011 году, в результате чего погибли десятки тысяч людей и было повреждено более 100 000 зданий, а средства, которые были присвоены и использованы для защиты китобоев, предназначались для помощи стране в восстановлении после катастрофы.
Правительство заявляло, что деньги были необходимы, чтобы также помочь китобойной промышленности встать на ноги. Портовые города, которые зависят от китобойного промысла, сильно пострадали от цунами. Кроме того, сезон 2010 года был прерван, поскольку китобои уступили давлению протестующих и закончили охоту раньше времени, выловив около 1/5 от запланированного улова. Несмотря на негативную реакцию из-за этой ситуации и продолжающиеся споры вокруг китобойного промысла, японцы к сожалению продолжают ежегодно охотиться на китов.
3. Исчез в 1849 году: Теофилус Чейз
Теофилус Чейз был китобойным судном, построенным в Вестпорте, штат Массачусетс. На нем служил брат знаменитого писателя Германа Мелвилла. После успешного завершения предыдущих походов в 1849 году судно покинуло Вестпорт под командованием Пардона Макомбера и направилось в южную часть Тихого океана в поисках добычи.
О корабле Теофилус Чейз больше ничего не было слышно, и никаких свидетельств существования судна так и не было обнаружено. Точно неизвестно, сколько человек погибло вместе с судном.
4. Крушение «Катервуда»: 1856 г.
Похоже, что Вестпорт был местом потерянных кораблей. Однако судьба корабля Катервуд была известна, в отличие от Теофилус Чейза. В 1856 году Катервуд затонул у острова Нарбио на Галапагосах. Об этом сообщалось в Boston Daily Courier в феврале 1856 года. Однако ни один из Галапагосских островов не носит название Нарбио и ранее тоже не носил, поэтому неизвестно, где именно произошло данное крушение.
Из-за густого тумана судно врезалось в остров. Экипаж попытался отбуксировать Катервуд обратно в море, но сильные волны прибили его назад к острову в результате чего судно получило непоправимый ущерб. Экипаж был вынужден покинуть корабль, когда обломки начали тонуть, и в свалке удалось спасти только документы корабля. Команда оставалась на острове в течение 5 дней, питаясь тем, что смогли найти, в основном крабами, поскольку они не смогли спасти еду или пресную воду с корабля, за исключением одной бочки с хлебом.
Команду спасло проходящее судно. Однако финансовые потери Catherwood были значительными, так как на борту на момент крушения находилось 500 баррелей кашалотового жира, а также груз китовых усов, сухожилий, костей.
Китовый ус применялся и применяется при изготовлении корсетов. Пластинки китового уса используются при изготовлении одежды, ортопедических изделий, вееров, зонтов, охотничьего снаряжения. Кости китов, в особенности челюстные кости усатых китов - гренландских и полосатиков,- в прежние времена использовались как строительный материал, в архитектуре. Из китового мяса (костей, сухожилий) можно было получать желатин, который применяется в пищевой промышленности, а также долгое время использовался при производстве фотоплёнки. Китовые кости использовались в изготовлении предметов искусства.
5. Военные трофеи: захват Кейт Кори в 1863 году
В 1863 году Гражданская война бушевала по всей территории Соединенных Штатов. Хотя большая часть происходила в сухопутных сражениях, море не было чуждо военным конфликтам. У Конфедерации было несколько успешных рейдовых кораблей, действовавших во время войны, самым успешным из которых был корабль Алабама.
Китобойный промысел все еще был популярным занятием в военные годы, и хотя многие мужчины сражались, другие все еще преследовали китов в море. Кейт Кори китобойное судно из Массачусетса было довольно известным и успешным в свое время. Однако в 1863 году Кейт Кори был захвачен Алабамой у берегов Бразилии. Хотя ни один человек не погиб при захвате судна (они не были солдатами, в конце концов), их захватили и сняли с судна. Затем судно сожгли, и все что было в нем из товаров. В конечном итоге команда вернулась домой, хотя и с пустыми руками. Кейт Кори был всего лишь одним из более чем 60 судов, захваченных Алабамой во время Гражданской войны.
Однако история на этом не закончилась. Оказалось, что «Алабама» была построена на британской верфи по заказу Конфедерации. В результате возник дипломатический спор. В Англии действовали законы о нейтралитете, не позволявшие ей выбирать сторону в Гражданской войне США. «Алабама» была лишь одним из нескольких рейдеров, построенных для Конфедерации британцами, и в результате США подали иск и потребовали от Великобритании компенсации за ущерб, нанесенный этими кораблями.
Юристы утверждали, что британская помощь продлила войну и косвенно стоила Соединенным Штатам миллионов или даже миллиардов долларов. В конечном итоге в 1871 году был достигнут договор, по которому Англии было предписано выплатить Соединенным Штатам 15,5 миллионов долларов в качестве компенсации.
#промысел #промысловики #китобойный #кит #ус #кости #море #катастофа #прежние времена #крушение #истории