На самом деле, все просто.
Почему же средневековые лучники, особенно западноевропейские всегда старались выстрелить именно залпом (tir de salve) да по навесной траектории?
Тут можно разобраться, если понять, зачем вообще лучники стреляли в самом начале битвы. А цель проста - остановить вражескую атаку, спутать ряды противника, дистанционно нанести ему основательные потери.
Но стрела - не пуля. Летит относительно медленно, хорошо видна в долгом полете. Почему чтоб вражина не мог со смехом увернуться от пущенной в него единой-единственной стрелы, таких стрел должно было одновременно вылететь сотни или лучше даже тысячи.
В идеале стрелы должны лететь сверху, залпом, как можно дальше. И словно падая прямо на головы ошеломленному противнику.
При выстреле лучников одним единым залпом вражеским воинам куда сложнее будет увернуться от летящих к ним сверху стрел. Бусурманы точно вынуждены будут остановиться, прикрыться щитами. Увидят сраженных насмерть или тяжелораненных товарищей, что явно снизит изначальный боевой дух. И обрадует соплеменников лучников.
- То, что делается толпой оно еще и всегда эффективнее, чем то, что делается одиночками. В любом деле так, сами понимаете. В стрельбе из лука - не исключение.
Лучникам еще и не было смысла особо стрелять после начала битвы - могли б своих же в пылу битвы накрыть стрелами, тех же конников, вперед лихо высунувшихся. Дабы избежать "дружеского огня" стреляем сразу в начале битвы и залпом. Пока противник еще строится да топает к нашим рядам.
Отмечу, и что лучники вообще одна из немногих дисциплинированных частей любых древних армий. Если аристократическая конница вольна действовать по собственному разумению, то вот лучники, вчерашние крестьяне или горожане с охотниками, куда более строго подчиняются приказам военачальников. Стало б полководцы этот свой козырь на все сто использовали:
- Ежели хоть чем-то гарантированно командовать могу, то тем и буду :)
Что же делали лучники, если у них кончались стрелы?
Начну с того, что накопить запас стрел для каждого лучника являлось для древнего государства стратегически важной задачей. Перед войной и большой битвой кузнецы и мастера пахали не покладая рук, стараясь изготовить как можно больше стрел.
В той же средневековой Англии существовала особая высокая должность лорда-флетчера (lord-fletcher), ведавшего как раз запасами стрел (от старофранцузского - la fleche). На плечи этого назначаемого самим королем парня ложились все обязанности по снабжению лучного воинства должным числом стрел.
Стрелы в сам момент битвы старались тут же оперативно подвозить лучникам из лагеря (резерва). Нередко целыми повозками. Так что через 5 минут стрельбы, даже самой усиленной, дождь стрел вовсе не заканчивались.
Но если все же стрелы кончались непосредственно в момент битвы, тут все решалось просто. Лучники либо переходили в безопасный тыл, отступая за свою армию. Либо же шли в рукопашный бой уже как обычная пехота.
Последнего старались все же полководцы по мере возможности избегать - лучник хотя и парень дисциплинированный, но драгоценный в своем искусстве. На подготовку лучника слишком много времени ушло, чтоб он просто так в сече лег, буйну голову сложив. Да и всяко мечом сражаться куда менее привык остальных пехотинцев.
Как пополняли запасы стрел?
Лучники могли тут же экстренно отыскать новые стрелы, просто вытащив оные из тел павших или раненых однополчан.
Существовали особые отряды, нередко набранные из оруженосцев, женщин ил даже детей, что прямо во время битвы или тут же после нее собирали драгоценные стрелы по всему полю брани. И оперативно отдавали своим лучникам.
Благо, что средневековая стрела не пуля - калибра не имеет, почти на любой лук подойдет, считай.