А также одну из лучших историй про отца и сына в этом веке. И не только. Пятая картина самого продуктивного за последние годы независимого российского режиссера Романа Михайлова. На этот раз его магический реализм так окреп, что зачаровывает без использования мистики. И тут Михайлов впервые сам играет по-крупному, как актер, такие роли заслуживают наград крупных фестивалей.
В 2002 году Михайлов выпустил фильмы «Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха», в 2023 году вышли «Наследие», «Отпуск в октябре» и «Поедем с тобой в Макао». В 2024 году в ММКФ участвовала шестая картина «Надо снимать фильмы о любви», и еще выйдет «Жар-птица».
К пятому фильму Михайлова вновь подходит определение «магический реализм», хотя на этот раз формально ничего мистического не происходит.
Студент юрфака Олег (Олег Чугунов) живет в Питере с матерью и отчимом. Когда из тюрьмы выходит отец Сергей (Роман Михайлов), парень попадает в мир игр. Отец показывает свое место работы: квартиру, где обитают члены исследовательской группы, киберспортсмены. Работают по сети, консультируют и порой совершают обдуманные вылазки в оффлайн, сидят за столом, не увлекаясь: забирают деньги и уходят.
Отец проводит сына по ночному Питеру, показывая несуществующие на картах локации, спрятанные в магазинчике «Продукты 24», в коммуналке или там, где портал в другой мир прямо светится, в странно работающем по ночам магазине для рыболовов.
Открывшийся Олегу слой реальности утопически хорош (мы тут уже были, в «Сказке для старых», но сейчас всё выглядит еще добрее), населен в основном не бандитами и пропащими маргиналами, а интеллигентными неглупыми людьми. Тут к слову «реализм» хочется прибавить «соц-», несмотря на определенную антисоциальность этого мира.
Но есть и криминальные места, бандиты тоже любят развлечься. Одному из таких Сергей ранее отдал квартиру, затем докатившись до тюрьмы. Сейчас друзья предупреждают: не думай продолжать эту историю, но героя Михайлова сложно остановить: в прошлом серьезный математик и исследователь ИИ стал слишком увлечённым, мягко говоря. И возможно, что это передается по наследству...
Дивный мир
Михайлов снимает много, и уже создал самостоятельный метамодерн-киномир, наполненный теплом и магией. Путешествовать по этому миру хотелось бы еще очень долго. И лучше, конечно, это делать последовательно.
– Ты здесь где-нибудь бандита видишь? – говорит герой Фёдора Лаврова, в соавторстве с которым Михайлов начинал путь в кино («Сказка для старых»). – Может быть, я на бандита похож?
– Ну, вообще, честно говоря, ты немножко похож, – отвечает герой Олега Рязанцева, играющего уже третью роль в михайловском кино.
Конечно, этот метаюмор лучше читается при просмотре по порядку. Или вот официантка, героиня Марии Мацель, в прострации льющая на пол кофе, выглядит подозрительно знакомо после фильма «Отпуск в октябре».
Радует также стабильность команды (кроме упомянутых актеров снова Анна Завтур, Юлия Марченко, Виталий Коваленко) на ее фоне интересно появление новичков, это Илларион Маров, игравший также в «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птице», Вячеслав Машнов (Слава КПСС).
Прекрасная утопия
«Я должен сказать что-то торжественное, типа добро пожаловать в новый мир...» – говорит Сергей. Этот мир выглядит прекрасным далёко. Ради которого можно бросить институт, отказаться от жизни «от выходных до выходных». Да, понятно, это всё может быть опасно, и не стоит повторять самостоятельно.
«Мы тут все люди интеллигентные», – отмечает герой Олега Рязанцева. Фильм создает ощущение чистоты, соблюдения профессиональных и культурных установок. Глубокая проработка профсреды сочетается с теплотой социалистической соцдрамы. При том, что сеттинг мог предполагать печальные события (у Михайлова часто люди и обстоятельства на вид суровые, но добрые внутри).
Где искрят увлеченность и талант, там возникает мистический опыт, хоть и в интерьерах клиники, пусть даже у героя действительно проблемы. Когда он в палате презентует теорию эффекта четырехмерной сферы (придумана самим Михайловым) реальность балансирует на грани с чудом. В целом жизнь героя в клинике – милая метамодерн-фантазия на тему «Полета над гнездом кукушки». Прекрасная утопия или анти-антиутопия, если угодно... И все это, в конечном итоге, о любви, в ее разных проявлениях.
Пятый фильм хочется пить мелкими глотками, дышать им. И герой Михайлова как бы подтверждает, что это хорошее дело: «Какой кайф вот так просто идти. Идти так, дышать». ПСВМ можно пересматривать с любого места и любыми порциями, как слушают записи любимой группы. И это только отчасти метафора, фильм действительно звучит как альбом композитора Павла Додонова (экс-гитарист Дельфина). Это уже не первый фильм Павла с Михайловым, но тут его музыка звучит наиболее радостно. Да и просто хитово.
Какой там магический реализм! Это эндорфиновый реализм. Фильм, как и положено в кино Михайлова, дурманит и укачивает. И его мало: большая часть работ Михайлова едва дотягивает до полутора часов, но хочется, чтобы это всё было сериалом. Да, кино Михайлова вызывает сильную к нему привычку.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!