Актер Фёдор Лавров и писатель и театральный режиссер Роман Михайлов шикарно дебютировали в кино в качестве постановщиков и авторов сценария. Их фильм «Сказка для старых» сразу заслуживает статус культового.
Однажды позвал авторитет Батя (сколько уже фильмов с такой кличкой главаря?) трех богатырей: Старшего (Кирилл Полухин), Среднего (Фёдор Лавров) и Младшего (Роман Михайлов). И велел им пойти на три стороны – в Новосиб, Ростов и Питер, где знающие люди видели живым скрысившегося держателя общака Мулю, которого три года назад похоронили (а общак так и не нашли).
В пути недобрых и давно не молодцев ждут опасные испытания и встречи с проводниками (один из них в прямом смысле катится, указывая путь, почти как сказочный клубок с пряжей), которые помогут им выйти на нужную тропинку. Как бы странно все это ни выглядело.
Это криминальная драма, дорожное кино, психоделическое путешествие, притча, постмодерн-сказка про трех братьев-богатырей. Сказка темная, про поколение тех, кто уже держал в руках оружие в 90-е. Неспроста почти все герои здесь в возрасте 45-55 лет (Мулю более молодого Ткачука можно записать в эту группу), а Гаркуша еще старше.
Собрано немало суровых 40-50-летних мужиков. Олег Гаркуша (группа «АукцЫон», фильмы «Я тоже хочу», «Нирвана») играет конюха, Олег Васильков («Коса», «Дом», «Братство») в роли бандита из Новосиба.
Батя – просто эксклюзив. Это внезапный яркий кинодебют Анатолия Тишина, оппозиционного политика и общественника конца 90-х – начала нулевых. Одного из проводников играет Андрей Бледный из группы «25/17», которая тут отвечает за музыкальную дорожку. А еще есть Пахом из «Зеленого слоника» и другие интересные суровые лица.
Это портрет поколения на надгробной плите из зернистого коричнево-серого мрамора, как картинка этого кино, почти уведенная в монохром, с багровыми пятнами крови или повядших гвоздик, как спорткостюм главаря ростовской банды, кожаный диван главного бандита или ковры на стенах.
Потрет не в полный рост. Без ключей от шестисотого Мерина в руках, как на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге. Потрет усталых носителей уголовной фени 90-х, которые уже думают о спокойной жизни.
«Вот так сидишь, слушаешь, ничего не понимаешь. А кажется, что тебе что-то рассказывают», – говорит в кульминации один из героев про шум дождя и немного про фильм. При просмотре которого молодой зритель увидит чудную, но нехитрую мистическую историю про смешных и грустных братков-неудачников, попавших в послесмертие (кстати, похожее уже было в якутском фильме «Феррум»), и успокоится на этом.
Для тех же возрастных, «старых», как сказано в названии сказки, чья молодость пришлась на лихие годы, когда бандитизм так или иначе коснулся почти каждой семьи, понимания на уровне событий мало.
Таких зрителей фильм выводит на ощущению некой сопричастности на уровне духовного опыта проживания 90-х. На готовность к тому, что ненаписанные толком летописи кровавых лет из были делаются сказкой, мифом. Персонажи которого – не просто поглощенные русской хтонью отморозки под серым небом, а трагические антигерои-бунтари, не чуждые романтике и философскому осмыслению российской житухи.
Их встреча в антикварной лавке с поэтичной беседой о снегопаде и тостом за готовность принять «любой расклад» и за приход весны смиренна и наполнена светлой грустью от осознания, что поколение «братков» уходит.
Грустью, которая может на время вызвать сочувствие даже со стороны «старой» аудитории, испытывающей стойкое отвращение к бандитам из 90-х. Возможно, время действительно лечит, когда былой кровавый реализм превращается в поэтичный миф. Ну, не знаю. Меня, например, это кино не успокоило, и некоторых вещей я 90-м не могу простить, хоть и догадываюсь, к чему клонит автор.
«Хорошо, свежо, кажется, можно собрать воздух в ладони и умываться как росой», – говорится в кульминационном разговоре о погоде. И, так уж выходит, что это снова отчасти про сам фильм.
Благодаря фактурным образам, отличным диалогам, возможности поговорить, неторопливо, как падают снежинки, или красиво помолчать, которую режиссер дает своим героям, даже когда действие ускоряется, а также благодаря психоделичности фильм подобен глотку свежего воздуха.
И даже очевидная низкобюджетная «независимость», расслабленная коленочность постановки дают мощную живую энергию. Тут сразу есть ощущение, что возможно всякое, о чем даже и подумать не мог. Примерно так и оказывается на деле, ведь кино пропитано магией. Впрочем, так и должно быть с хорошим арт-мейнстримом.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!