Найти тему

Электронная коммерция угрожает существованию компаний-дилеров?

Маркетплейсы прочно обосновались в жизни российских потребителей. Согласно исследованию Tinkoff еСommerce, совокупный объем трат на маркетплейсах в 2023 году вырос почти в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом. География продаж также расширяется – задействованы практически все регионы России. Однако время быстрого и прибыльного роста продаж на маркетплейсах для самих продавцов закончилось еще в 2020-2021 годах.

Компании-дилеры, то есть компании, имеющие право закупать товар оптом и затем сбывать его в розницу, в новых реалиях сталкиваются с двумя серьезными препятствиями. С одной стороны, постоянно растущие комиссии маркетплейсов приносят предпринимателям минимальную прибыль, с другой – функционирование бизнеса осложняется в условиях увеличения налогового бремени.

По данным компании Data Insight, объем рынка розничной интернет-торговли в России в 2023 году составил 7,8 трлн рублей, из которых 4,4 трлн рублей пришлось на четыре крупнейших маркетплейса. На фоне того, что все маркетплейсы предоставляют покупателем дополнительные скидки, величина которых может достигать 25% от изначальной цены товара, продажи компаний через собственные интернет-магазины стремятся к нулю.

Ситуация усугубляется постоянным ростом тарифов, на которые компании-дилеры практически не могут повлиять. Средние расходы на комиссию и логистику составляют до 30-35% от цены товара. Кроме того, постоянно растет стоимость маркетинговых услуг внутри маркетплейсов. К примеру, обновление минимальных ставок на «Продвижение в поиске» на платформе Ozon подразумевает, что с 19 июня 2024 года продавец должен заплатить минимум 16% от цены продукта для использования данного инструмента в категории товаров для дома (раньше начальная ставка составляла 10,5%).

Кроме того, с 2025 года компаниям предстоит столкнуться с повышением налоговой нагрузки. Так, величина НДС для компаний на УСН с доходом от 60 до 250 млн рублей в год составит 5%, а при доходах от 250 до 450 млн рублей в год – 7%. При этом предъявлять «входящий» НДС к вычету будет нельзя ни самим «упрощенцам», ни их контрагентам. Фактически это означает введение дополнительного оборотного налога.

Одновременно с этим для компаний на общей системе налогообложения налог на прибыль вырастет с 20% до 25%.

Рассмотрим ситуацию с компаниями-дилерами на примере продажи на маркетплейсах товаров для дома.

Большинство производителей применяют РРЦ (рекомендованную розничную цену), которую дилер по договору не имеет права нарушать. В зависимости от бренда и объема закупок, дилер может рассчитывать на скидку от 35% до 60% от РРЦ. На практике дилеры практически лишены возможности участвовать в ценообразовании и вынуждены продавать товары с невысокой маржинальностью. Средняя маржа дилеров на этом рынке составляет от 5% до 15% (при этом она постоянно снижается из-за увеличения процентных ставок маркетплейсов). Для дилеров введение 5% НДС фактически равняется потере 50% доходов. Вместе с тем остается необходимость покрывать операционные расходы компании.

Помимо этого, важно подчеркнуть, что весь рынок торговли завязан на товарообороте, и подавляющее большинство компаний используют привлеченные деньги (кредиты и займы) для его поддержания.

Мы сталкиваемся с ситуацией, при которой ни эффективность работы, ни гибкое ценообразование компаний-дилеров на рынке электронной коммерции не может повлиять на рост их прибыли. Юнит-экономика бизнеса просто не выдерживает такого процентного роста расходов, как со стороны маркетплейсов, так и со стороны налоговой нагрузки. Существует большая вероятность, что в дальнейшем бизнес не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами и контрагентами, что приведет к массовому банкротству компаний и потере рабочих мест.

Из сложившейся ситуации можно выйти только путем внесения поправок в принимаемый сейчас закон о маркетплейсах и изменении налогового законодательства. В закон о маркетплейсах следует внести ограничение не только на рост комиссий за продажу товара, но и на использование маркетинговых инструментов, ограничив минимальные процентные ставки порогом до 10% от стоимости товара.

Кроме того, следует внести изменения в налоговое законодательство для компаний с основным ОКВЭД 47.91 (Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет). Понижение ставок НДС для такого бизнеса может быть следующим:

  • при обороте от 60 до 250 млн рублей в год 3% НДС (вместо 5%);
  • при обороте от 250 до 450 млн рублей в год 5% НДС (вместо 7%).

Таким образом, несмотря на рост номинальных показателей в сфере электронной торговли, положение компаний-дилеров на данном рынке крайне неблагоприятно. Изменение ситуации возможно при введении поправок в принимаемый закон о маркетплейсах и ослаблении налоговой нагрузки. Данные шаги помогут бизнесу не обанкротиться и продолжить свое развитие.