Буквально в эти дни решается дальнейшая судьба абитуриентов 2024 года, но дым рассеется еще не скоро. Сейчас же будущие студенты и те, кому с ними предстоит работать, скрещивают пальцы, ручки, маркеры, другие предметы и части тела, и надеются, что госуслуги по подаче документов не окажутся медвежьими.
Скажу несколько слов о малоизвестных свойствах прошлогодней приемной кампании.
Нередко приходится слышать утверждения: ЕГЭ открыл дорогу в московские вузы талантливым абитуриентам из регионов. При этом называют примерно такие цифры: 7:3 в пользу столичных выпускников до ЕГЭ, обратное соотношение после введения ЕГЭ. Трудно сказать, было ли так на самом деле, поскольку статистику приема большинство вузов если и публикует, то не в таких деталях. Впрочем, известно, что доля иногородних студентов во ВШЭ практически не изменялась с середины 2000-х, а в МФТИ - существенно уменьшилась с конца 90-х. Об этом я упоминал в одной из предыдущих статей.
Так вот, оказывается, благодаря министерской бюрократии мы имеем возможность следить за количеством иногородних абитуриентов в каждом регионе страны. Эти данные публикуются на сайте Минобрнауки в виде большого количества громоздких таблиц Excel (форма ВПО-1), где есть информация о числе студентов на каждом курсе, о приеме и выпуске по каждому направлению подготовки, о многом другом. К сожалению, число иногородних абитуриентов появилось в этих формах только в 2021 году, поэтому мы не имеем возможности отслеживать изменения на длительном промежутке.
Объем этой статистики позволяет написать несколько увесистых томов о том, что галактическая империя умирает, а также проклянуть Excel, ослепнуть и свихнуться. Но я этого делать пока не буду и ограничусь вопросом, который интересовал больше всего: долей иногородних первокурсников в государственных московских вузах на очной форме обучения.
Открываем в zip-архиве за 2023 г. файл "г.Москва_ГОС_Очная.xls", и в нем вкладку 2.1.1 (2).
Здесь приведено количество поступивших на первый курс из другого региона, а также число иностранцев по каждому из примерно 500 направлений подготовки в бакалавриате, специалитете и магистратуре. На соседней вкладке 2.1.1 (1) можно посмотреть общее число принятых на 1 курс.
Из общего числа первокурсников иногородних было (35317+1781)/(82758+4107) или 42.7% в бакалавриате, однопрофильном и многопрофильном, (11055+341)/(24377+565) или 45.7% в специалитете. В бакалавриате и специалитете вместе 43.4%.
Понятно, что на платных местах имеет большее значение платежеспособность родителей, которая в Москве в среднем намного выше. Интересно также посмотреть, как выглядело распределение мест среди бюджетников. Видим следующее: (20674+1218)/(40494+2424) или 51% иногородних в бакалавриате, (7937+326)/(14582+519) или 54.7% в специалитете. Если считать вместе, то 52%.
Может ли в таком случае быть правдивым заявление представителя департамента образования Москвы о том, что москвичи занимают 70% мест (на 2021 г.)? Здесь, по-видимому, была допущена следующая ошибка. Среди поступающих в магистратуру иногородних всего 7 тыс. из 42 тыс., но дело в том, что приезжие, закончившие в Москве бакалавриат, иногородними при поступлении в магистратуру уже не считаются, и поэтому учитывать магистратуру не следует. Или, по крайней мере, нельзя брать данные по магистратуре из этих таблиц.
Если в первые годы после введения всеобщего ЕГЭ и было 70% иногородних, то к настоящему моменту ситуация выглядит не столь радужно для выпускников лучших региональных школ (конечно, в первую очередь именно они претендуют на поступление в центральные вузы, а вовсе не несчастные дети из деревни, которые ездят за 10 верст в школу, где работает 2-3 учителя).
Заметим, что было бы интересно узнать ещё долю поступивших из Московской области, как в статистике приема на сайте МФТИ. Но этих данных нет, и вряд ли они когда-либо появятся.
С 2021 г. доля иногородних заметно снизилась: в 2021 г. было 49% от общего числа и 58.8% от бюджетников. Как будет в этом году - узнаем через несколько месяцев.
Если говорить о стране в целом, то за пределами родного региона учатся 29% первокурсников очного отделения. Согласно этой статье, в начале нулевых доля переезжающих была примерно такой же, а в советское время составляла около 60%.
Утверждения о том, что ЕГЭ имеет какое-то отношение к социальной справедливости, в любом случае являются так называемым враньём. Иначе требовалось бы, во-первых, обеспечить равные возможности по получению среднего образования и равный доступ к подготовке (т.е. по возможности привести школы к одному знаменателю и исключить задания, далеко отходящие от школьных учебников), во-вторых, ввести стипендии, на которые можно хотя бы с грехом пополам жить в мегаполисе (в советское время стипендия составляла ~1/3 от средней зарплаты, сейчас ~1/20).
Конечно, первое в российских условиях выглядит фантастично, а второе расходится с многолетней государственной политикой по экономии на образовании (да и с отсутствием системы распределения). Но если этим не заниматься, мы вполне можем получить заморозку социальных лифтов и что-то вроде кастового общества даже при качественно проведенном внешнем экзамене, которым ЕГЭ не является в силу ряда причин, упомянутых в одной из первых статей на канале.