Сегодня я представляю вашему вниманию один из самых популярных и распространенных советских дорожных велосипедов 1950-х годов – модель В-110 «Прогресс» производства Харьковского Велосипедного Завода имени Г. Петровского. Эта машина изготовлена в 1959 году, так что относится к поздней модификации модели В-110.
Модель В-110 "Прогресс" разработана в КБ Харьковского Велозавода в 1948 году конструкторской группой под руководством Кирилла Степановича Гладкого. В том году харьковчане создали полностью обновленный модельный ряд – дорожный, легко-дорожные (туристические), подростковые и два типа гоночных велосипеда. Серийное производство «Прогресса» началось в 1949-м. Новая модель была совершеннее и технологичнее своего предшественника – модели В-17. С началом серийного выпуска «сто десятого» были освоены новые комплектующие и узлы (поворотный, вместо паяного, руль, радиально-упорные рулевые подшипники и т.п.), внедренные также и на других уже выпускающихся серийных моделях завода – В-14 и В-22. «Прогресс» постепенно модернизировался в процессе серийного выпуска, так что ранние велосипеды имеют множество отличий от поздних – у них другие седла, багажники, иная форма рулей и т.п. Изменился также и декор – трафареты и декали на раме, вилке и заднем крыле. Кроме того, в процессе серийного выпуска модели трижды сменилась эмблема предприятия, что отразилось на замене головных марок (эмблем) и декалей на раме и крыле.
Посмотрите обзор велосипеда ХВЗ В-110 "Прогресс" ранней модификации 1951 года из коллекции Веломузея:
Производство модели В-110 на ХВЗ было свернуто в 1960 году в связи с переходом на новую модель – В-120 «Украина».
Примечателен факт, что модель В-110 выпускалась аж на восьми заводах Советского Союза! Случай, когда модель велосипеда была «клонирована» многими предприятиями, для советской велопромышленности уникальный! Причиной этой удивительной метаморфозы явился приказ Министерства Авто-Тракторной Промышленности, датированный 1951 годом, в соответствии с которым производство модели В-110 «Прогресс» было освоено на крупнейших автомобильных заводах СССР - в Москве, на Заводе имени Сталина (ЗиС) и в Горьком - на ГАЗе. Специалисты ХВЗ передали техническую и технологическую документацию и образцы, а автозаводцы адаптировали конструкцию "Прогресса" для производства. Если горьковская версия модели В-110 мало отличалась от харьковского прототипа, то московская отошла от прототипа очень далеко - конструкторы ЗиСа изрядно усовершенствовали велосипед, внеся множество изменений в конструкцию. Горьковчане, по мере серийного выпуска тоже постепенно усовершенствовали модель, так что горьковские "сто десятые" 1951-52 годов имеют много отличий от машин середины 50-х.
Здесь можно посмотреть обзор "Прогресса" производства ЗиС:
А здесь - публикацию, посвященную "Прогрессу" производства Горьковского Автозавода:
«Прогрессу» была суждена долгая жизнь – после закрытия велосипедного производства на ЗиСе (в 1956-м переименованного в Завод имени Лихачева - ЗиЛ), которое произошло в 1959 году, его перенесли в поселок Жуковка Брянской области, где создали Жуковский Велозавод, на котором модель В-110 выпускалась аж до 1970 года с минимальными изменениями. Производств взрослых дорожных велосипедов в Горьком свернули еще раньше – в 1956-м, переведя его в Пермь, где модель В-110 выпускалась под именем «Кама» до 1962 года. Мало кому известен факт, что харьковские «Прогрессы» выпускались также на трех велосборочных заводах – в Новгороде, в Ленинакане Армянской ССР и в городе Фрунзе в Киргизии. Производства полного цикла там не было, а комплекты для сборки велосипедов поставлялись с Харьковского Велозавода. Велосборочным предприятиям только оставалось окрасить и собрать велосипеды.
Вне всякого сомнения, модель В-110 стала самой массовой в истории советской велосипедной промышленности имела для ее становления и развития огромное значение!
Модель В-110 представляет собой классическую дорожную машину на 28-дюймовых колесах, с паяной трубчатой рамой, односкоростной трансмиссией с ножным втулочным тормозом. Велосипеды выпускались в нескольких вариантах комплектации и оформления – с дополнительным передним тормозом, щитком цепи, комплектом светооборудования, счетчиком пройденного пути и без оных. Также были варианты с цветной эмалировкой и в черном цвете, с хромированными и окрашенными грязевыми щитками и ободами колес – словом, но любой вкус и кошелек. ;-)
В обязательный комплект каждого велосипеда входили: набор инструментов в сумке, набор для ремонта камер и шин, насос со шлангом и звонок. Розничная цена велосипеда модели В-110 колебалась от 583 до 720 рублей в зависимости от комплектации и отделки. В ценах после денежной реформы 1961 года это составляло от 58 рублей 30 копеек до 72 рублей. В среднем это было сравнимо с месячной зарплатой рабочего.
«Прогрессы» ставились высоким качеством материала и изготовления, так что и наши дни не редкость встретить такой велосипед на дороге, хотя, конечно, найти коллекционный экземпляр в полном оригинальном комплекте и в хорошем внешнем состоянии не так уж и легко.
В коллекции Веломузея хранятся образцы харьковских В-110 разных лет выпуска, включая опытный экземпляр 1949 года, а также «Прогрессы», изготовленные на других предприятиях – ЗиСе, ГАЗе, ПВЗ, а также Ленинаканском и Новгородском велосборочных заводах.
Посмотрите статьи, посвященные различным дорожным моделям Харьковского Велозавода: