Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Культовый советский дорожный велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея.

Значимый экспонат коллекции Веломузея – мужской дорожный велосипед модели В-110 "Прогресс" производства Харьковского Велосипедного Завода имени Петровского, выпущенный в 1951 году.

Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель В-110 "Прогресс" разработана в КБ Харьковского Велозавода в 1948 году конструкторской группой под руководством Кирилла Степановича Гладкого. В том году харьковчане создали полностью обновленный модельный ряд – дорожный, легко-дорожные (туристические), подростковые и два типа гоночных велосипеда. Серийное производство «Прогресса» началось в 1949-м. Новая модель была совершеннее и технологичнее своего предшественника – модели В-17. С началом серийного выпуска «сто десятого» были освоены новые комплектующие и узлы (поворотный, вместо паяного, руль, радиально-упорные рулевые подшипники и т.п.), внедренные также и на других уже выпускающихся серийных моделях завода – В-14 и В-22. «Прогресс» постепенно модифицировался в процессе серийного выпуска, так что ранние велосипеды довольно сильно отличаются от поздних. У машин позднего выпуска уже другие седла, багажники, иная форма рулей и другие отличия. Производство модели закончилось на ХВЗ в 1960 году в связи с переходом на новую модель – В-120 «Украина».

Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1951-м, по приказу Министерства Авто-Тракторной Промышленности, производство модели В-110 «Прогресс» было освоено на крупнейших автозаводах СССР - в Москве, на Заводе имени Сталина (ЗиС) и в Горьком - на ГАЗе. Специалисты ХВЗ передали техническую и технологическую документацию и образцы, а автозаводцы адаптировали конструкцию "Прогресса" для производства. Если горьковская версия модели В-110 мало отличалась от харьковского прототипа, то московская отошла от прототипа очень далеко - конструкторы ЗиСа изрядно усовершенствовали велосипед, внеся множество изменений в конструкцию.

Здесь можно посмотреть обзор "Прогресса" производства ЗиС:

Горьковчане, по мере серийного выпуска тоже постепенно усовершенствовали модель, так что горьковские "сто десятые" 1951-52 годов имеют много отличий от машин середины 50-х. «Прогрессу» была суждена долгая жизнь – после закрытия велосипедного производства на ЗиСе (в 1956-м переименованного в Завод имени Лихачева - ЗиЛ), которое произошло в 1959 году, его перенесли в поселок Жуковка Брянской области, где создали Жуковский Велозавод на котором модель В-110 выпускалась аж до 1970 года с минимальными изменениями. Производств взрослых дорожных велосипедов в Горьком свернули еще раньше – в 1956-м, переведя его в Пермь, где модель В-110 выпускалась под именем «Кама» до 1962 года.

Посмотрите публикацию, посвященную "Прогрессу" производства Горьковского Автозавода:

Без сомнения, модель В-110 имела громадное значение для истории отечественной велосипедной промышленности!

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Технический паспорт велосипеда ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический паспорт велосипеда ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический паспорт велосипеда ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Технический паспорт велосипеда ХВЗ В-110 "Прогресс" выпуска 1951 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Фото, запечатлевшую молодую женщину на велосипеде В-110 "Прогресс" Харьковского велозавода на Рижском Взморье летом 1953 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Фото, запечатлевшую молодую женщину на велосипеде В-110 "Прогресс" Харьковского велозавода на Рижском Взморье летом 1953 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.