Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор редкого и необычного для СССР велосипеда В-113 1958 года из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию редчайший отечественный велосипед модели В-113, изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1958 году.

Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель В-113 была спроектирована в Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в 1955 году.

Рекламная листовка велосипеда ХВЗ В-113. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламная листовка велосипеда ХВЗ В-113. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Задача, поставленная руководством Главмотовелопрома перед ЦКТБ Велостроения и Отделом Главного Конструктора ХВЗ состояла в разработке надежного дорожного велосипеда, снабженного 2-3 передачами. Результатом работ было создание конструкторами ЦКТБ модели В-113 с трехскоростной «трещеткой» и ручными тормозами стремянного (английского) типа на оба колеса, а ОГК ХВЗ разработал модель В-117 с двухскоростной тормозной втулкой типа «Торпедо» и дополнительным передним поршневым тормозом.

Обзор модели ХВЗ В-117 можно увидеть здесь:

В результате обе модели были приняты к производству на ХВЗ, выпущены небольшие установочные партии, но до крупной серии дело так и не дошло – модели посчитали бесперспективными. В чем причина такого решения? Отзывы покупателей, полученные после продажи установочных партий, показали не только недостаточную надежность конструкции механизма перемены передач (особенно это касалось модели В-117) и сложность в обслуживании и ремонте, но и слабый спрос на такой тип велосипедов. Оказалось, что дорожный велосипед с системой перемены передач не очень-то и нужен массовому советскому потребителю – ниша классического односкоростного «дорожника» была заполнена «Прогрессами» производства разных заводов, а для любителей вело-путешествий существовали харьковские «Туристы». В результате, к нашему времени велосипеды модели В-113 оказались одними из самых редких серийных веломашин ХВЗ.
Технические характеристики:
Вес (без принадлежностей): 17 кг. Задняя втулка – бестормозная с трехступенчатой трещеткой. Переключатель передач унифицирован с моделью В-33. Оригинальные ручные стремянные тормоза с жесткими тягами. По большинству комплектующих велосипед унифицирован с моделью В-110.

Подписывайтесь на канал и узнайте много интересных фактов из истории техники и спорта!

Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед ХВЗ В-113 1958 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.