Говорят, что труд сделал из обезьяны человека. Возможно. Однако, помимо труда, есть ещё кое-что, что поспособствовало превращению обезьяны в то, что сегодня лицезрею в зеркале каждое утро. Ещё в дикие пещерные времена, когда человек умел лишь охотиться, есть и размножаться, он научился сравнивать. А когда научился, понял: у соседа пещера больше, дубина толще и женщина красивШе. Человек задумался. Чтобы расширить жилище, он придумал каменный топор. Чтобы быть успешней на охоте, соорудил вместо дубины копьё. Чтобы сделать жену красивее, смешал сажу с водой и подвёл ей глаза. Чтобы принести мяса больше, чем сосед, придумал колесо. Так, благодаря сравнению, человек стал Homo sapiens, человеком разумным.
У меня, например, повседневная жизнь также состоит из сравнений. Порой сравнение вызывает определенные, далеко не всегда положительные эмоции, но это уже другая история. Те, кто читал мои статьи в Дзене, знают, что я в поисках любимых блюд художников, гастрономических пристрастий люблю сравнить их вкусы в кулинарии и искусстве с другими, причем сравнения мои порой нестандартны и напоминают женщину с параметрами 170х55х90. Не пугайтесь, это всего лишь рост, возраст и вес. Лишний вес. Вот и сегодня предлагаю сравнить на первый взгляд несравнимое — то, что всегда считалось эталоном. Буду сравнивать большое с красным.
Для этого не буду окунаться в дебри философии и филологии. Всё, что мне понадобится, нашла у Зураба Церетели, любителя масштабности и красного. Честно, работы его меня всегда удивляли, правда, не только в положительном ключе. Что можно сказать о памятнике Петру 1 на Москве - реке,
как и прочих гигантских
работах в мире.
Даже по картинке с Петром и Колумбом, возвышающимися без малого на сотню метров, чувствую себя лилипутом. Вот оно — большое. Запомните для сравнения. К слову сказать, ранее творения Зураба Церетели видела лишь на фото и в видеоматериалах. История с памятником Петру, вокруг которого было сломано столько копий, также не прошла мимо меня. В то время я, основываясь лишь на газетных статьях, знала, что многострадальный памятник вызвал много споров. По слухам, изначально на лодке красовалась статуя Колумба, и Церетели пытался продать скульптуру в разные страны. Приняла позицию Церетели, которого обвиняли во всех смертных грехах. В том числе, и в дурновкусии.
Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, сужу по его монументу "Добро побеждает зло", который установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке. Святой Георгий Победоносец пронзает двухглавого дракона среди осколков демонтированных американских и советских ядерных ракет. Церетели удивился маленьким размерам американских ракет, которые ему передали в Америке. «По сравнению с советскими, они выглядели дюймовочками»,— отмечал художник. Мастер искренне надеялся, что этот памятник поможет миру жить без войн. У меня скульптура вызывает жуткое чувство: произведение искусства содержит элементы настоящего оружия. Приглядитесь.
Работы Зураба Церетели почему-то вызывали не всегда однозначные мнения. Думаю, они пугали размерами и реалистичностью. Но критики сходятся в одном: это художник большой мысли и большой величины. Кстати, это не единственный монумент Церетели в Америке. Установлен там памятник жертвам терактов 11 сентября 2001 года — "Слеза скорби". Автор предлагал установить монумент с титановой каплей прямо на месте двух башен. Но "Слезу…" поставили на противоположном берегу, напротив места трагедии.
В моей статье, может быть, и есть политические нотки, но это лишь мнение человека, любящего Россию. Другой памятник жертвам терроризма "Детям Беслана" посвящен трагедии в Беслане, где в результате террористического акта погибли невинные дети. Памятник символизирует их души, которые уносят на небо ангелы.
Вокруг памятника брошенные игрушки: трехколесный велосипед, Буратино, паровозик, плюшевый мишка.
Раньше оценивала работы Церетели с точки зрения обывателя, не особо разбирающегося в искусстве. Оценка моя изменилась после просмотренных монументов от неприятия некоторых работ до восхищения. Вообще, для меня, помимо двух критериев — понравилось и не понравилось, есть и третий — супер! О Церетели скажу: «Масштабно мыслящая личность». Хотя даже эти памятники критиковали. Но, невзирая на жесткую критику, скульптор считал, что размер имеет значение. Именно этим правилом он часто руководствовался при создании не только монументальных ансамблей,
но и скульптур,
живописных картин,
архитектурных и
дизайнерских проектов,
мозаики,
эмали,
икон,
чеканок
и витражей.
Грузинская тематика в творчестве Церетели на данный момент мне понравилась значительно больше, чем в студенческие годы не только из - за грузинских чачи и хачапури. Мастер выразил любовь грузина к своей земле, как выразил понимание того, что национальное — это не только застолье и тосты, но и привязанность к малой родине. Это было очень важно для него.
Вечным вдохновением Церетели, разумеется, была Грузия и ее неповторимая, богатая культура и кулинария. Он любил грузинскую кухню – сациви, лобио, хачапури, харчо. По легенде, рецепт харчо придумал пастух по имени Харчо. Во время путешествия по горам у него закончились припасы. Харчо сварил в котелке из того, что нашёл в торбе - кусок мяса, немного риса, травы и коренья. Получился необычайно вкусный суп.
Как раз попался рецепт харчо, как его издавна готовят в горных селениях Грузии. Продукты:
- говяжьи ребрышки – 0,3 кг.,
- говяжья грудинка – 0,3 кг.,
- рис – 5 ст. л.,
- орехи грецкие – 150 г.,
- помидоры – 4 шт.,
- соус ткемали – 4 ст. л.,
- лук – 3 шт.,
- чеснок – 5 зубчиков,
- свежая кинза и петрушка – 2 пучка,
- перец-горошек – 6 шт.,
- перец острый – ½ стручка,
- лавровый лист – 2 шт.,
- соль, хмели-сунели, паприка, молотый перец – по вкусу.
Говядину промываю и закладываю в кастрюлю вариться вместе с целой луковой головкой: «Грудинку мою, режу на кусочки и заливаю, но не кипятком, а АШ два О холодной, как примочки, не то процесс пойдёт весь кувырком.» После закипания убавляю огонь до минимума, добавляю связанный пучок кинзы, душистый перец горошком и лавровый лист. Варю в течение 2 часов, периодически снимая появляющуюся пену. После этого из кастрюли удаляю кинзу и мясо, а бульон процеживаю. Оставшиеся головки лука мелко шинкую и отправляю на сковороду обжариваться до прозрачности: «Положу я к луку помидоры, затем уже промытый чистый рис и пусть слегка потушатся партнёры, чтоб суп наш превратился в бенефис.» Затем разминаю в чашке свежие томаты и сливу, грецкие орехи и выкладываю их на сковороду к луку: «Вот главное для супа, чтоб вы знали: говядина и к ней её друзья — союз орехов грецких и ткемали. Ничем другим их заменять нельзя.» Туда же добавляю паприку, чёрный перец и хмели-сунели: «И не забыть про хмели и сунели, за массой ароматной следом в суп. Эх, жаль, что сфоткать запах не сумела, отснять бы всё и сразу на Ютуб». Всё перемешиваю и продолжаю обжаривать на медленном огне. У супа харчо должен быть кисловатый привкус, который получается с помощью кислой сливы. Сейчас как раз она созрела. Рис замачиваю в воде на четверть часа. Выкладываю на сковороду к жарящимися овощами получившийся соус и измельчённый чеснок. Заправка получилась у меня чересчур густой, поэтому добавила в неё пару ложек говяжьего бульона. Сваренную ранее говядину нарезаю на кусочки, отправляю обратно в кастрюлю с бульоном и ставлю на огонь. После закипания выкладываю к мясу обжаренную заправку. Одновременно с этим кладу в кастрюлю и промытый рис, и стручок острого перца, удалив из него зерна. Варю харчо ещё 20 минут на среднем огне, чтобы всё хорошо пропиталось пряным вкусом и ароматом. И вот корабль наш подошёл к причалу, пора добавить, наконец-то, соль, она в солонке два часа скучала и ожидала встречу, как Ассоль. Затем снимаю кастрюлю с огня и, не открывая крышки, даю настоятся пару минут: «Пускай чуть-чуть под крышкой потомится, в себя впитает пряный дух харчо, а нам, друзья, пора за стол садиться, ведь аппетит давно бурлит ключом». На стол суп харчо подаю, посыпав рубленой зеленью, положив ложку сметаны, в большой тарелке, ведь размер имеет значение и во время аппетита. Трудно не попробовать знаменитое грузинское блюдо с утонченным пряным ароматом.
Трудно пройти мимо и грузинских образов Церетели, не рассмотрев их во всех деталях: кувшин с вином и рог вместо бокала, разная крупная рыба, которая водится во всех горных реках Грузии.
Большие, в плане размеров, творения скульптора впечатляют. Да, монументально, высоко, много... Цепляет так, как некоторые гигантские по размеру, но огромные по смыслу творения.
Вот вам ещё один пример большого - монумент царской семье, я бы сказала - трёхэтажного, которое скоро буду сравнивать с красным.
Показала вам лишь малую толику работ Церетели. В музее - мастерской художника в Москве есть живописные работы Церетели и уменьшенные копии его скульптур.
Копия памятника четырём мушкетерам, установленного во Франции, вызвала у меня только положительные эмоции. Абсолютно узнаваемые лица Боярского, Смехова, Старыгина и Смирнитского.
Также из особенно понравившихся - памятник Мстиславу Ростроповичу.
Ну и, наконец, перехожу к красному. Именно такой цвет занимает большое место в палитре живописных работ мастера. Но трусы, бюстгалтер на вешалке к чему? И что это значит?
И если в скульптуре мне понравилось многое, то в живописи, простите мне мой французский, я не поняла ни фига. Думаю, на этом полотне - будущая победительница или победитель Евровидения.
В своё время далеко не с первого раза поняла и приняла стекающие часы Сальвадора Дали. Может быть, прелесть и этих картин пойму потом. Но не сейчас, нет. И именно поэтому то, большое, монументальное, мне понравилось значительно больше, чем это, красное.
Так что, как видите, друзья, любые два понятия вполне можно сравнить. Надо лишь найти подходящий аспект и включить воображалку. Скажете, субъективно? Соглашусь, для вас, может, и субъективно, однако для меня это объективно —
большое
лучше красного.
По крайней мере, в этом случае размер имеет значение.
Ну а поскольку искусство,
а особенно — его восприятие,
вещь до ужаса субъективная,
к просмотру работ великого мастера
и приготовлению грузинского блюда рекомендую однозначно.