Найти в Дзене

Раскрывая секреты современного искусства: Экспрессионизм

Оглавление

Всем доброго вечера!

Спасибо за ожидание, в последнее время совсем разболелась, поэтому написание статей стало долгим процессом, к сожалению. Но я исправляюсь.

В прошлый раз мы с вами говорили о кубизме, и этот разговор у нас растянулся аж на две части. Так что если кто-то пропустил, напоминаю, что тут вы можете прочитать про кубизм в живописи, а тут про кубизм в скульптуре и архитектуре.

И не забывайте, что у нас есть целая подборка статей по истории современного искусства, а также отдельная подборка про интересных художников нашего времени.

И сегодня мы с вами будем говорить про такое течение как экспрессионизм.

Экспрессионизм

Почти любое новое движение начинается с протеста. Экспрессионизм не стал исключением. Он стал протестом против надоевшего традиционной классической живописи и против импрессионизма, который многим художникам уже надоел и казался устаревшим.

Это течение возникло примерно в одно время с фовизмом и примитивизмом.

И своё название получило от латинского слова expressio, что в переводе означает "выражение".

Оскар Кокошка. Благовещение.
Оскар Кокошка. Благовещение.

Экспрессионизм развивается на основе символических поисков европейских художников, однако, идейным вдохновителем для экспрессионистов стал Ван Гог, который главным героем своей живописи сделал эмоции. Как и Ван Гог, экспрессионисты выражали внутреннее состояние при помощи линий и цвета.

Толчком для развития стало знакомство с искусством незнакомых до этого цивилизаций, изучение их ритуалов, а также идея подготовки к наступлению нового, 20-го века, который воспринимался и как катастрофа, и как блаженное наваждение наступающего будущего. Об этом мы уже с вами говорили, но если кто-то забыл - первая и вторая части по ссылкам.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Луна над горной хижиной. 1917 год
Эрнст Людвиг Кирхнер. Луна над горной хижиной. 1917 год

Экспрессионисты пытались проникнуть в суть окружающего мира и разгадать его тайны, а также хотели поделиться своим субъективным опытом, выразить эмоции, чувства и переживания на холсте.

Простым языком, они хотели показать не окружающий мир, а свою реакцию на него, своё психическое состояние. Тут всё немного по Фрейду, люди сублимируют желания и переживания от травмы, поэтому находятся в состоянии внутреннего конфликта с самим собой.

-4

Идентифицировать и распознать экспрессионизм как отдельное направление бывает очень сложно. Если отталкиваться только от того, что художники используют деформацию формы и окружающего мира, а также яркие и чистые цвета, чтобы передать собственные впечатления, то в экспрессионисты можно записать практически всех художников начала 20-го века.

Но всё же признаки для этого жанра были особенными: периодически мелькали религиозные мотивы, но со стороны страданий, а не чего-то обожествлённого.

Также в этом направлении очень много внимания уделялось "методу толпы". Что это значит? На картинах стали появляться толпы людей в огромном количестве, НО в каждом написанном человеке показывалась своя эмоциональность, что давало зрителям пищу для размышлений.

Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 год
Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 год

Другой интересный факт кроется в том, что периодически выделялись картины с изображением клоунов и цирка. Вроде ничего необычного, их писали очень живо и ярко. Однако, от таких картин, как сейчас принято говорить, исходил зловещий и мистический "вайб".

Однажды начавшись, экспрессионизм не заканчивается, и почти в каждой работе любого художника мы сможем найти черты, которые так или иначе отнесём к этому стилю.

В новом столетии художники освобождаются от всех традиционных правил культуры, стараясь приобрести полную независимость от канонов в сторону самовыражения и концептуального размышления о сути творчества и искусства.

Лорен Мунк. Хронология истории искусства, 2004-2006.
Лорен Мунк. Хронология истории искусства, 2004-2006.

Ситуация полистилизма (взаимного существования различных направлений в искусстве), которая сложилась на рубеже веков, произошла не только из-за разрушения традиционного подхода к искусству, но и из-за изменения ролей художника и зрителя, а также из-за изменения понимания того, что такое искусство.

Ещё большая путаница возникает из-за того, что художники тяготели к объединению подходов, и многие из них создавали новые направления, считая, что смогут создать универсальные стиль и язык, на котором будут говорить и творить все остальные. Вспомните нашу уже облюбленную схему развития искусства.

Весь этот пафос был объясним в контексте эпохи, которая почти ежедневно поражала восприятие человека новыми идеями и преобразования.

Но как бы не старались художники (не знаю, к сожалению или к счастью), ни одно из направлений того времени не переросло в полноценный всеобъемлющий стиль, и ни один подход не получил статус единого.

-8

Можно сказать, что искусство старалось занять место разрушенной концепции Бога, благодаря Ницше. Искусство стало проповедником самых передовых идей, пыталось пересобрать и объяснить стремительно меняющийся мир на языке новых образов, а также предопределить, что будет в будущем.

Понимание "что такое искусство?" разбилось вдребезги благодаря двум разрушительным и смертоносным мировым войнам. Трагические события сильно изменили подход и понимание того как создавать искусство и что называть его произведением. Это было время, когда искусство создавалось для будущего языком будущего. Но скоро настанет пора говорить о настоящем языком прошлого.

Прошу меня простить за такое отступление от темы, вашего автора накрыло грудой философии.

Поэтому продолжаем. Экспрессионизм... Да.

Уверена, что картины первого художника, о котором мы сегодня поговорим, видели абсолютно все без исключения.

Эдвард Мунк

Фотография Эдварда Мунка.
Фотография Эдварда Мунка.

Норвежский художник Эдвард Мунк стал одним из первых, на творчество которого оказал сильное влияние символический подход.

Он наделял персонажей своих картин простыми и проникновенными символами, а также изображал всем знакомые чувства, только в гиперболизированной форме, и ситуации: большинство его работ посвящены темам влюбленности, любви, ревности, страданий и смерти.

Работы, которые вы сейчас увидели, относятся к периоду творчества Мунка, когда он работал ещё в символизме, но начал приближаться к экспрессионизму.

Он сформировал своё искусство на собственных впечатлениях и биографии, выражая эмоциональные состояния через цвет и лаконичную композицию. Однако, его глобальной задачей было создать серию произведений, которые бы показывали весь жизненный путь со всеми его сложностями, чтобы его работы стали знакомы и универсальны для большинства людей.

Прежде всего Мунк рассказывал собственную историю, но его поиски вдохновили многих художников, особенно в Германии.

Перед вами практически вся серия картин Эдвард Мунка "Страх жизни" в хронологическом порядке. Думаю, теперь вы поняли почему я сказала, что этого художника точно знают все. Эта серия принадлежит к большому циклу Мунка "Фриз жизни", о нём вы узнаете всё ниже.

Но моя задача показать, что Мунк — создатель не только культовой серии картин «Крик», но и значительного корпуса работ, определивших тенденции в искусстве 20 века.

Выше уже упоминалось, что глобальной задачей было создать серию произведений, которые бы показывали весь жизненный путь. На цикл работ у Мунка ушло целых 10 лет. Эта серия работ называется «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» , задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. "Фриз жизни" делится на 4 части. Давайте пройдёмся по каждой.

Сразу оговорюсь что не сохранилось полного перечня картин, входящих в цикл. Его восстанавливали по воспоминаниям, фотографиям. К тому же Мунк создавал по несколько вариантов одной работы, что-то в них меняя.

Первый раздел его цикла работ называется "Рождение любви". У большинства людей состояние влюбленности ассоциируется со светлыми, яркими образами. Но у Мунка все окрашено в темные, мрачные тона: он будто вспоминает события прошлого, уже зная, чем все закончится.

В этот раздел входит одна из самых скандальных работ Мунка - "Мадонна". И не первая её вариация, а именно цветная литография. Почему? Обратите своё внимание на обрамление. Ничего не напоминает? Да и сама Мадонна, написанная с Дагни Юль, не имеет ничего общего с классическим образом Девы Марии, скорее перед нами женщина в любовном экстазе.

Вторая часть называется "Расцвет и закат любви". В восприятии Мунка сексуальность — это могучая, но темная и опасная для человека сила.

"Любовь — это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке." - Эдвард Мунк.

Часть серии картин из второй части "Фриза жизни" вы увидели выше. Она называется "Страх жизни". Там лишь не хватало двух произведений, но и их вы теперь увидели.

Думаю, как вы догадались, последняя часть его цикла посвящена смерти. Так она и называется - "Смерть".

Как говорил сам Эдвард Мунк;

«Я буду рисовать людей, которые дышат и чувствуют, любят и страдают.»

Так он и сделал.

Эдвард Мунк заложил лишь основы данного направления. Так сказать, "заложил первый камень в фундамент.

Экспрессионизм в Германии

Но лучше всего экспрессионизм представлен именно немецкими художниками, которые переняли многие черты именно у Мунка. Они на первое место ставили драматургию и эмоциональность.

Начитавшись уже упомянутого сегодня Ницше, они решили отказаться от фальшивой и лицемерной морали. И теперь они хотят создать своё новое и живое, а самое главное НАСТОЯЩЕЕ искусство.

Макс Пехштейн

Фотография Макса Пехштейна.
Фотография Макса Пехштейна.

Макс Пехштейн - немецкий художник и график, был членом экспрессионистской художественной группы «Мост».

Он первым пришёл к выводу, что невозможно изобразить природу объективно. Он считал, что изображая природу, художник всегда будет изображать своё переживание в этот момент. И каким получится пейзаж - умиротворяющим или полным ужаса, зависит от самого художника.

Для Макса Пехштейна природа - это возможность сбежать от душного смога города и вернуться к истокам. Он считал, что творческие люди должны жить общиной в единении с природой, чтобы они творили и веселились.

Он пишет человека в естественной среде. Очень умиротворяющие пейзажи с беззаботными людьми. Он никогда специально не продумывал композиции. Просто природа, люди и насыщенные цвета.

Эрнст Людвиг Кирхнер

Фотография Эрнста Людвига Кирхнера.
Фотография Эрнста Людвига Кирхнера.

Эрнст Людвиг Кирхнер – немецкий художник-экспрессионист, основатель авангардного художественного объединения «Мост», первого объединения, заявившего о принципах экспрессионизма. В этом же объединении и состоял Макс Пехштейн.

Город для Эрнста Людвига Кирхнера являлся не самым лучшим местом, так как там искажаются ценности и проявляются человеческие пороки. В городе много людей, но в то же время каждый бесконечно одинок.

Он на своих картинах изображает город Берлин и его жителей. Берлин в то время рос с огромной скоростью, но при этом являлся не самым приятным местом - тесная застройка, людно, шумно и много социальных проблем. Но это именно то, что искал художник. Огромный простор для творчества.

Кирхнер пытается передать психологическое состояние обитателя нового мегаполиса, а состояние его не очень. Уличные сцены о городе и о людях в нём, о хаосе и тревоге, о ночной жизни, и обо всём том, что прячется за нарядными фасадами зданий.

Оскар Кокошка

Фотография Оскара Кокошка.
Фотография Оскара Кокошка.

Оскар Кокошка - австрийский художник-экспрессионист, является мастером портретов, но это не портреты аристократов 18-го века, это попытка изобразить состояние человека.

Поэтому, чтобы было интереснее, экспрессионисты предпочитали изображать печальные и уставшие лица.

Оскару удавалось видеть людей как-будто насквозь, поэтому, как можно догадаться, его портреты часто не нравились моделям, иногда доходило даже до мистики. Например, господину Форелю не понравился портрет, он сказал, что он выглядит на нем так, будто пережил инсульт. А позже у Фореля действительно случается инсульт.

Экспрессионизм повлиял на всё искусство 20-го века. И, как уже говорилось, определить границы экспрессионизма не так просто, работы художников могут сильно отличаться по стилю написания. А многие мастера и вовсе были экспрессионистами только в определенный период своего творчества.

-27

Экспрессионизм гораздо шире, чем только живопись, его можно встретить в любом искусстве: в музыке, архитектуре, театре, кино - от "Носферату" до Дэвида Линча... продолжать можно долго, но я думаю, что вы поняли.

А знаете ли вы ещё художников или какое-то другое искусство, куда пустил корни экспрессионизм?

Спасибо за внимание! Хорошего вечера)