Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Начало обучения в школе знаменует собой новый этап в жизни ребенка, его вступление в мир познания, появление новых прав и обязанностей, за невыполнением которых могут следовать естественные последствия, а так же новые и многогранные знакомства и отношения с взрослыми и ровесниками.
В этот кризисный период ребенок сталкивается с новой социальной ситуацией развития, которая требует от него изменения мотивов, регуляции поведения, общения с окружающими.
Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Ребенок сталкивается с такими ситуациями и эмоциями, справиться с которыми старыми методами не получается.
Происходит смена ведущей деятельности: игровая уходит в прошлое на первое же место встает познавательная. Это способствует формированию и развитию психических познавательных процессов, появлению новых черт и свойств личности. Эти преобразования психики 7-летнего ребенка оказывают значительное влияние на дальнейшее формирование системы представлений, идей, взглядов ребенка на окружающую действительность, т.е. на его мировоззрение.
Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители, учителя и другие взрослые, принимающие участие в воспитании ребенка, должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Физиологические изменения в организме ребенка.
Во время кризиса 7 лет у ребенка происходят физиологические изменения, связанные с его физическим, эмоциональным и психологическим развитием.
1. Рост и развитие: Возраст 7 лет характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка. Происходит активное развитие мозга, способствующее улучшению памяти, внимания, моторных навыков и координации движений. В это время происходит интенсивное развитие мозга, включая улучшение когнитивных способностей, логического мышления и умения решать проблемы.
2. Зрелость костей и мышц: Кости и мышцы укрепляются и становятся более стабильными. Ребенок становится более ловким и физически активным.
3. Изменения во внешности: На данном этапе у ребенка могут происходить изменения во внешности. Он может начать меняться внешне, половые признаки усиливаются.
4. Повышение прочности иммунной системы: Многие дети в возрасте 7 лет становятся менее подверженными болезням. Их иммунная система становится более сильной, что позволяет им справляться с инфекциями лучше, чем в младшем возрасте.
5. Развитие половых признаков: У некоторых детей в 7-летнем возрасте начинают появляться первые признаки полового развития, такие как рост волос на теле, изменение голоса.
6. Изменение режима сна и пищеварительного процесса: ребенок может стать более активным в дневное время и испытывать изменения в аппетите в связи с физиологическими процессами в их организме.
Кроме того к семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость.
Психологические особенности.
Для детей дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода не только интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы, а также происходят определенные изменения в психологическом развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
1) Восприятие
Главные особенности восприятия детей 6-7 лет:
- осмысленный процесс;
- познаются более сложные вещи, понятия.
Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.
2) Память
Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.
Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.
3) Внимание
Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.
4) Воображение
Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.
Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.
Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях.
Нельзя допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности для детей переплетаются.
5) Развитие мышления
К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
6) Речь
К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.
В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания.
У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди сверстников и т.д. Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.
Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».
Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.
Особенности возраста.
Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.
- Я тоже хочу сказать! Школьник хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
- Я взрослый! Стремится скорее стать взрослым,избавиться от своего детства.Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
- Я сам! Ребенок хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за возможность выбора).
- Я крутой! Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.
- Я молодец! Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.
Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков в возрасте 6-7 лет. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности одинаковы для всех.
У младших школьников активно развивается абстрактное мышление: они думают и фантазируют не только о тех вещах, которые видят перед собой, но и о том, что видели давно или не видели вообще. Часто обман становится следствием развития этого типа мышления: дети придумывают то, чего на самом деле не было. И смотрят на реакцию взрослых.
В то же время младший школьник учится выстраивать логические связи, понимать причину и следствие. Это, как ни странно, тоже может приводить к обману: «Мама обещала, что мы сегодня пойдем в кино. Если я скажу, что домашку не задали, мы пойдем в кино раньше».
Попытки скрыть правду могут быть связаны и с последующим наказанием: чем больше родитель наказывает ребенка за обман, тем больше он будет врать — чтобы наказания избежать.
Что же тогда делать родителям?
Когда вы точно знаете правду — вы просто разговариваете. Нельзя ругать и пугать наказанием! Надо сообщить, что знаете правду, и спросить почему ребенку приходится в данной ситуации говорить неправду. Задача родителя задача — выяснить, какие эмоции и потребности стоят за этим враньем. Нужно говорить так, будто вы обращаетесь не к нашкодившему малышу, а к взрослыму — для ребенка это важно.
Порой причиной обмана становятся отношения внутри семьи, слишком жесткие для ребенка границы, которые он в силу возраста хочет расширить, но родитель не позволяет. Тут разговоры не помогут — надо менять подход: давать больше свободы и постепенно убирать контроль.
Ребенка семи лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Поведение дошкольника открыто и понятно для окружающих. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношении с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. Поведение младшего школьника в некоторых ситуациях уже кажется со стороны искусственным и натянутым и не таким ясным во всех своих
проявлениях, как у дошкольника (конфликт «хочу» - «надо»).
Что в итоге?
Таким образом, начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, рождает множество новых для него переживаний становится первой и самой существенная черта кризиса семи лет.