Понятие «Московия» появилось с возникновением нового могучего Российского государства Ивана III-го во второй половине XV века со столицей в Москве. Тогда же появились и некие «московиты» - потомки монголо-татар из Золотой Орды монгольского происхождения. И эти «московиты» очень быстро прибрали к рукам все земли Древней Руси, а потом покусились и на Речь Посполитую, которая очень долго освобождала Русь от монголо-татарского ига. Такова польская версия, с которой согласны и многие европейские «историки».
Меня всегда удивляло, откуда взялся термин «Московия», почему он был так распространен в средние века, да и сегодня довольно сильно популярен в антироссийских кругах.
Ну, мне давно казалось, что «Московия» - это просто оскорбительное понятие, вернее – памфлетное, когда Россию надо было описать в негативных тонах. А раз так, то и обращать на это понятие внимания не стоило.
Но, как оказалось, возникло это понятие в средние века не как памфлетное или оскорбительное, а как сугубо политическое, и об этом есть упоминание во многих источниках, в большинстве своем – западных. И получилось вот что.
До второй половины XV столетия понятия «Московия» не существовало, хотя на карте Европы уже было Московское княжество, но только как одно из многих феодальных, ничем среди них не выделявшееся, хотя некоторые амбиции на право первенства на Руси оно уже имело. Но с появлением великого князя Московского Ивана III все начало очень быстро меняться. Этот самый Иван III оказался настолько великими политическим и военным реформатором, что еще неясно, кто из его последователей – Иван Грозный, Петр Первый или Сталин, - были в этом деле значительнее.
Для начала Иван III, поистине революционным рывком усилив свою власть, захватил военным путем и присоединил силой к Московскому княжеству земли, общая территория которых была в несколько раз больше его московской вотчины. Так, к Московскому княжеству были присоединены: Новгородская земля, Тверское княжество, Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества, Вятская земля. То есть, вопрос с феодальным сепаратизмом был решен Иваном III весьма кардинально, в духе иных европейских монархов тогдашнего времени.
Мало того, на основе всех «приобретенных» территорий Иван III создал Русское государство со всеми необходимыми мощной державе атрибутами, а сам стал именовать себя «царем». Вот титулы Ивана III, которые менялись с присоединением всё новых и новых земель:
«Божиею милостью великий осподарь Русские земли велики князь Иван Васильевич, царь всеа Русии, Володимерськи и Московски и Новгородски и Псковски и Югорски и Вятски и Пермськи и иных…
Иван Божией милостию государь всеа Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пръмскы, и Болъгарский и иных».
И так далее, и тому подобное. Как мы видим, тут Российское государство уже формально владело частью бывшей Золотой орды в виде Волжской Булгарии (Казанское ханство), хотя и не присоединяло это ханство к Российскому государству по некоторым дипломатическим причинам. Но, по крайней мере, вся внешняя политика Казани уже в те времена контролировалась Москвой, и без согласия русского царя ханы даже жениться не могли.
Дальше – больше. После успешных войн с Великим княжеством Литовским власть Ивана III как главы мощного государства распространилась на Верховские княжества (Козельск, Мценск и пр.), Новгород-Северский, Чернигов, Брянск, Путивль, Курск и ещё ряд городов, которые в общей массе территорий составляли до войны более трети территории ВКЛ.
Вот это практически моментальное превращение какого-то незаметного ранее княжества в могучую во всех планах державу так напугала западных соседей, что им пришлось пересмотреть всё свое отношение к Российскому государству. Тогда практически единственным западным соседом Руси, не считая Ливонского ордена в Прибалтике, было Великое Княжество Литовское, которое уже 200 лет вело скрупулезную работу по «собиранию» всех русских земель под своим началом. То, что не успели «собрать» ранее, предполагалось «добрать» позже.
А тут вдруг появился какой-то конкурент, который в одночасье прибрал не только «свободную» Русь, но и начал оттяпывать от ВКЛ крупные куски.
В те времена на востоке от Руси располагалась Золотая Орда. Правда, в XV веке это была уже не та Золотая Орда, какой она была в XIII столетии, тем не менее, это был совсем другой мир, от которого, по мнению поляков, всю Русь следовало освободить как можно быстрее, и, естественно, включить в состав ВКЛ.
Но тут нарисовался Иван III, правивший до этого Московским княжеством, которое считалось как бы вторым центром Орды. И при этом в расчет не бралось, что Московское княжество, в отличие от самой Орды, было не мусульманским, а христианским.
В то время в ВКЛ вовсю уже заправляли поляки, которые считали себя сарматами, то есть, ариями, а золотоордынцы были не ариями, а тюрками, османами и вообще народом совершенно чужим во всех отношениях, и религия тут никакой роли не играла. Поляки считали «выскочку» Ивана III тем самым тюрком-османом, родичи которого совсем недавно разгромили христианскую Византию, а Московское княжество – новым центром Золотой Орды, которое вознамерилось покорить Русь.
Таким образом поляки всерьез считали, что Москва (новая столица Орды) приступила к захвату славянских земель, и начала делать то, чего Батый не сделал в XIII веке. Батый русские земли не оккупировал, ограничившись данью, а его «наследник» Иван решил покорить Русь полностью, причем под угрозой оказалось и само Великое Княжество Литовское вместе с Царством Польским.
Вот так и появилась на западных картах Московия, потому что за государство поляки Русь не считали. Большая часть Руси, включая и «законные» земли ВКЛ на востоке, были подвергнуты агрессии со стороны восстановившейся Орды, но так как Ордой христианское Московское княжество называть было не с руки, то тут и появилась Московия, которая все эти агрессивные действия и предприняла. Тем более что «новые ордынцы», то есть «московиты», переняли у «старой» Орды очень многое – начиная от самодержавного государственного управления и заканчивая военным делом.
То есть, поляки не видели между этими самыми «московитами» и былыми монголо-татарами особой разницы, а вероисповедание, как уже писалось выше, не могло на эту разницу повлиять, тем более что московское православие, даром что христианство, было для католиков не менее враждебным и непонятным, чем ислам или монгольское язычество.
Вот так и появилась на карте Европы новое монголо-татарское государство Московия, которую европейцы полностью отделяли от Руси. Эта Московия начала ползучую экспансию на запад, причем настолько успешную, что для борьбы с ней полякам пришлось в итоге взять всю власть в ВКЛ в свои руки - так появилось Королевство Польское и Великое княжество Литовское (Речь Посполитая). И с этих самых пор борьба за земли Руси начала вестись именно между Речью Посполитой и Московией, потому что поляки по-прежнему не воспринимали Российское государство за самостоятельную единицу.
И особенно противостояние между РП и Московией усилилось после того, как Иван Грозный в 1559 году разгромил Ливонию, и одновременно предпринял агрессивную экспансию на юг и восток в сторону Крыма, Персии и Китая.
Короче, все для поляков и прочих европейцев было прекрасно до появления на мировой арене Ивана III, была только Золотая Орда, от которой они успешно откусывали все новые и новые части Руси, а тут вдруг эта самая Орда реорганизовалась и начала давить на ВКЛ, а потом и РП по всем фронтам.
Например, во времена Бориса Годунова у шведов был отхвачен немалый кусок Прибалтики, и началось новое наступление на Речь Посполитую, но тут полякам вроде бы повезло - на Руси началась Смута, которая ими была воспринята как восстание русских славян против ордынской Московии.
В 1605 году поляки привезли в Москву поляка-католика, которого объявили наследником Ивана Грозного – царевичем Дмитрием. Таким образом планировалось вопрос с Московией решить окончательно, после чего стало бы наконец возможным объединение всей Руси в составе Речи Посполитой. Возможно, можно было бы покончить и со всеми восточными ханствами, проложив себе дорогу в богатую Персию, а через Сибирь - и в Китай
Цель была близка, но в какой-то момент что-то пошло не так. Смута усилилась и вышла из-под польского контроля. Оказалось, что не все русские хотят находиться под поляками, и для них ордынско-московитские ценности значат гораздо больше. В итоге поляков вышибли из пределов оккупированной Московией Руси назад на родину, а через полвека начали вышибать и из восточных пределов империи Речи Посполитой.
Закончилась вся эта затея с освобождением Руси под польскими заменами плачевно для самих поляков. Через несколько десятков лет армия московитов в результате новой русско-польской войны заняла почти две трети территории Речи Посполитой, правда, всю ее аннексировать не собиралась. Зато русский царь получил в состав своей империи немалую часть бывших русских земель, а через еще сто лет Московия приросла и самой Польшей.
Вот так и закончилась вся эпопея по освобождению русских земель поляками – они и сами стали частью Орды, которую назвали Московией, а сами московиты называли Российской империей.
На этом, пожалуй, и закончилась Московия как реинкарнация Золотой Орды, потому что оказалось, что московиты – это никакие не ордынцы, и даже не татары, а тем более не монголы. Об этом в Европе было известно еще в XVII веке, например, известный немецкий географ того времени Георг Хорн писал, что «...московиты суть русские, лишь именуемые так по названию столицы их государства».
А французский путешественник Жак Маржерет, современник Хорна, утверждал, что русские после освобождения от татарского ига стали называться московитами - по главному городу Москве, «но ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, то есть русские».
Но поляки, ставшие «жертвами агрессии московитов», до сего дня утверждают, что московиты, в отличие от украинцев и белопусов, не русские, и даже не славяне, а туранцы, то есть представители южносибирской расы, переходной между монголоидами и европеоидами. В XIII веке они захватили Москву, выгнали всех славян, устроили в ней свою ханскую ставку, а потом вообще перенесли туда столицу развалившейся Золотой Орды. То, что они по итогу приняли православие – ни о чем не говорит, в любом случае они, в отличие от русских и поляков, не являются ариями, так как произошли не от сарматов, а от монголов.
Основоположником этой «туранской» теории происхождения «московитов» стал польский этнограф и историк, вице-президент парижского этнографического общества Францишек Духинский (1816-1893 гг.). Ясно, что многие европейцы и сегодня считают русских татарами, но татары все же далеко не монголы, а тут вовсю начала раскручиваться еще более крутая версия, причем раскручивается она уже более полутора веков.
Так, в своих «научных трудах» во второй половине XIX века Духинский подробно описывал различие цивилизаций «арийцев» (поляков и русских) и «туранцев» (московитов), делая из них антагонистов, а границу между ними проводя по Днепру или где-то рядом. Поляков и русских (под властью Польши) он считал цивилизованными и культурными земледельцами, а московитов - дикими и отсталыми кочевниками-варварами.
Согласно Духинскому, Россию следует всячески отгородить от Европы как угрозу существования последней, а сделать это возможно будет только путём возрождения Польши в старых границах (включая Украину и Белоруссию – от Балтики до Черного моря). Таким образом, именно Польша должна стать форпостом европейской цивилизации против «дикой» Азии. И поляки готовы возложить на себя эту историческую миссию, потому что никакая другая европейская нация с этой ответственной задачей не справится.
Но этого мало. Употребляя в отношении России термин «Московия», Духинский со всей своей научной компетентностью утверждал, что она получила своё новое название (Russia) согласно некоему тайному указу Екатерины II, по которому, чтобы скрыть своё туранское происхождение, московитам в приказном порядке «навязали» имя «арийцев»-русинов, то есть русских.
Вот такая вот история. Интересно, что даже сегодня в некоторых «научных кругах» монголоидное происхождение русских имеет очень широкое хождение, и никакие генетические экспертизы таким «специалистам» не указ. Как отличить московитов от русских – никто из них не знает. К генетикам они обращаться не хотят, потому что если генетики после комплексной проверки вынесут свое компетентное мнение, то окажется, что русские-арийцы в южных пределах Руси закончились еще задолго до Богдана Хмельницкого.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ О РУСИ:
Так кто же на самом деле основал Русь как государство? Версия о Рюрике не рассматривается
Какой Киевский князь первым приступил к созданию России, когда это было и зачем ему это было надо?
Москва, Петербург, Одесса - три первичных сакральных гармонии Великой Руси