В 1939 году из склепа Софийского собора в Киеве были извлечены предполагаемые останки Ярослава Мудрого, одного из самых известных князей Древней Руси, и с помощью проведенной экспертизы было доказано, что да – это кости именно Ярослава Мудрого. Но в 1943 году эти кости были похищены бежавшем вместе с немцами украинским архиепископом, и в итоге пропали где-то в Польше. Правда, пропажа этой исторической ценности из киевского собора была обнаружена только в 2011 году, но с того времени было проведено очень тщательное исследование, которое доказало, что мощи знаменитого киевского князя сегодня находятся в Нью-Йорке, США, но вот выдавать их никто не хочет, а наоборот – их очень тщательно скрывают.
Недавно мне в руки попал старый советский журнал «Наука и жизнь» за 1940 год, и в нем я нашел небольшой очерк «Скелет Ярослава Мудрого» о том, как в 1939-м советские исследователи обнаружили в киевском Софийском соборе останки предположительно главного древнерусского правителя Ярослава Мудрого (978-1054 гг.). Кости изъяли из найденного склепа, отправили в Ленинград, где их обследовал советский рентгенолог–палеопатолог Д. Г. Рохлин и его коллеги. В результате проведенной научной работы, сопоставленной с древними летописями, было выяснено, что останки и на самом деле принадлежат Ярославу Мудрому.
Ну, Ярослав Мудрый – это и на самом деле выдающийся русский правитель – Великий князь Киевский, при котором Древнерусское Государство («Киевская Русь», чтобы было понятней, о чем речь идет), стало одним из самых мощных европейских государств. Конечно, Рюрик и князь Владимир (Креститель) – фигуры более знаковые, но реальные дела их были «точечные», так сказать.
Например, Рюрик просто создал государство, а потом его развитием не особо занимался, а князь Владимир Ярославич насадил на Руси христианство, что является заслугой очень сомнительной. Да, он этим актом сделал Русь государством европейским, а не азиатским, но на этом его деяния на пользу государства и закончились. Я думаю, что ему было все равно, какую религию в своем государством насаждать, и потому он действовал не целенаправленно, а как бы «на авось». Он просто угадал, а счастливый случай деянием не является.
А вот сын его – Ярослав Владимирович, тот действовал конкретно и целенаправленно, за что и получил от своих соотечественников прозвище «Мудрый».
Если описать основные деяния этого выдающегося государственного мужа коротко, «в трех словах», то в справочниках можно найти следующую информацию:
«…При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом.
Был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».
Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы, выдав замуж за правителей некоторых из европейских государств своих дочерей.
Ярославу удалось победоносно завершить русско-печенежские войны и вернуть захваченные Польшей Червенские города в состав Киевской Руси».
Ну и много чего еще сделал для Древнерусского государства Ярослав Мудрый, который по этому параметру переплюнул всех правителей Руси вместе с Рюриком и Владимиром Крестителем. После него пошли правители (великие киевские князья), которые Русь только дерибанили и ввергали ее в пучину гражданских войн. А потомок Мудрого – Владимир Мономах, - вообще ее уничтожил, разделив своими глупыми династическими законами на большое количество феодальных княжеств.
И вот, кости этого самого позитивного правителя Древней Руси дожили практически до наших времен, в отличие от костей множества других, и во времена СССР их изучили, и подтвердили, что да – это кости Ярослава Мудрого. Тут-то и сказочке конец, историки победили, наука восторжествовала.
Но через некоторое время случилось такое, чего никак не должно было произойти – кости исчезли!
Кто их украл? Зачем? И где они сейчас?
На эти вопросы есть ответы, но я их озвучу только после представления того очерка, с упоминания которого началась моя публикация.
Журнал «Наука и жизнь», 1940 г., №5-6.
СКЕЛЕТ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Автор: Проф. Д. Г. Рохлин
При превращении Софийского собора в Киеве в музей истории культуры были обнаружены в склепе два скелета мужчины и женщины. По преданию в этом склепе должны были находиться останки великого князя Ярослава Мудрого и его второй жены Ингигерды.
Ярослав умер в 1054 г. С тех пор Киев и Софийский собор часто становились добычей завоевателей. Несомненно, что великокняжеская гробница представляла особую приманку для многочисленных грабителей. Ничего удивительного, что при вскрытии склепа в 1939 г. никаких ценностей в нем не было обнаружено.
Нужны веские доказательства, что мы имеем дело действительно со скелетом Ярослава Мудрого, первого законодателя древней Руси. Эти доказательства были представлены автором статьи, сопоставившим летописные данные с результатом анатомического и рентгенологического исследования скелета.
В Тверской летописи отмечается, что Ярослав (сын Владимира) вследствие болезни долго не ходил и в детстве всегда находился при матери Рогнеде («сын же ее Ярослав седяще у нея, бе бо естеством таков от рождения»).
Летописец указывает, что Ярослав вылечился внезапно («чудесно»). Это излечение совпало, якобы, с тяжелыми переживаниями Рогнеды, получившей извещение от Владимира о разводе. В этот трагический момент, по словам летописца, произошло будто бы внезапное излечение больного ребенка: «Ярослав вста на ногу своею, а прежде бо бе не ходи».
Найденный в склепе скелет старика отличался множественными деформациями и значительными болезненными изменениями, главным образом в костях правой нижней конечности. Общий рост выше среднего (около 175 см).
Наибольшего внимания заслуживают болезненные изменения в скелете правой нижней конечности, ибо эти изменения позволяют подтвердить (если учесть и летописные данные), что мужской скелет, обнаруженный в гробнице, действительно скелет Ярослава Мудрого.
В правой половине таза, в безыменной кости, видна болезненно измененная суставная (вертлужная) впадина. Ее суставная поверхность располагается несколько кверху и кзади по сравнению с нормальными соотношениями. Перед нами анатомическая картина подвывиха в правом тазобедренном суставе. Этот подвывих, по указанию автора статьи, произошел в младенческом возрасте в результате гнойного поражения тазобедренного сустава. Такие гнойные (нетуберкулезные) поражения тазобедренного сустава нередко заканчиваются у маленьких детей настолько благополучно, что функция сустава, даже если наступил вывих или подвывих, мало страдает. Дети в дальнейшем приспособляются, в общем физически хорошо развиваются, хотя и слегка хромают.
Поэтому указание летописца относительно Ярослава («он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр») не противоречит анатомически обнаруженным изменениям. Больше того, в скелете были найдены такие изменения, которые очень характерны для воина, который, в частности, много рубил мечом. Были обнаружены следы перегрузки (многочисленных мелких травм) в области позвоночника, правого плечевого сустава, правого грудино-ключичного сустава и 1 пястной кости (также справа).
Таким образом перед нами скелет человека, который хотя и прихрамывал с детства, но все же много лет занимался военным делом. Однако в зрелом возрасте или к старости этот человек упал и тяжело повредил себе правый коленный сустав. Болезнь закончилась частичным костным срастанием и порочным положением (Ярослав не мог уже выпрямить колена). С тех пор он сильно хромал и должен был отказаться от личного участия в боях, парадах и т. д.
Из князя-воина Ярослав превратился в князя-строителя. Это соответствует и летописным и анатомическим данным.
Судя по состоянию скелета, можно предполагать, что Ярослав Мудрый отличался повышенной функцией щитовидной железы и несколько пониженной функцией половых желез и передней доли гипофиза. Для этой конституции характерны живость воображения, легкая возбудимость и быстрая раздражимость.
Как можно судить по состоянию скелета, в последние годы жизни Ярослав был физически немощен из-за старческой дряблости и тугоподвижности позвоночника и сильной хромоты. Таким образом анатомическое и рентгенологическое исследования подтверждают, что перед нами действительно скелет Ярослава Мудрого. Эти исследования позволяют в то же время в некоторой степени восстановить его облик в различные периоды жизни.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
Итак, то, что найденные кости и на самом деле принадлежали Ярославу Мудрому – доказано советскими учеными еще до войны. Но вот куда они делись потом?
Поразительно, но обнаружили пропажу через много десятилетий спустя – в 2011 году. Почему поразительно? Да потому что это можно было сделать еще сразу после войны, когда Киев был освобожден он немцев. Ведь до войны останки Ярослава Мудрого не эвакуировали, и они так и остались в Софийском соборе.
Но немцев эти кости не интересовали, и они даже обысков в соборе не делали. Но кости пропали, и это вскрылось только почти 70 лет спустя.
Дело в том, что когда после обследования останков их возвратили из Ленинграда в Киев в 1940 году, выяснив, что скелет мужчины – это на самом деле Ярослав Мудрый, а скелет женщины – непонятно кто, - кости разложили по ящикам. При этом «комплектов» останков было три, потому что в Ленинград увезли еще и кости молодого человека, предположительно сына Ярослава – Владимира.
Но в 1940 году эти ящики в саркофаг не вернули, а положили в специальное хранилище при соборе в ожидании реконструкции саркофага. Реконструкция затянулась до 1964 года, и когда пришла пора возвращать кости на место, то ящиков в хранилище оказалось всего два.
Впрочем, этому никто не придал значения, так как про третьего «персонажа» - князя Владимира, - в 1964 году мало уже кто помнил. Считалось, что раз ящика два, то и кости в них только Ярослава и Ингигерды. Так эта история и пришла к своему логическому, как тогда казалось, завершению, и о пропаже останков никто и не догадывался.
Но в 2011 году было решено заново обследовать кости на предмет проведения ДНК-экспертизы, чтобы прояснить вопрос о происхождении Рюриковичей – норманнском или славянском. И тут выяснилось, что костей Ярослава Мудрого в саркофаге нет. Это обнаружили сразу же некоторые специалисты, приехавшие в Киев специально, и прекрасно знакомые с костями князя Ярослава визуально.
Кости «просветили» заново, и оказалось, что мужских костей в саркофаге вообще не было – только женщины. При этом один скелет был составлен из костей совершенно двух женщин, причем одна из них была старше другой чуть ли не на 1000 лет!
В общем, кости Ярослава Мудрого исчезли, и при проведенном расследовании, причем с привлечением многих не вызывающих сомнение документов, стало ясно, что похищение могло состояться только во время оккупации Киева в 1941-1943 гг.
И пошел клубок раскручиваться. Оказывается, кости мог вынуть из саркофага только убежавший с немцами в 1943 году архиепископ Никанор. Позже эта версия подтвердилась, но сам Никанор до пункта назначения – Варшавы – почему-то не доехал, а ящик с мощами Ярослава Мудрого привез в Польшу немецкий жандарм украинского происхождения. Попутно Никанор передал ему и похищенную из собора икону XIV века Николы Мокрого, благодаря которой, кстати, путь ящика с костями киевского князя и можно было проследить довольно точно.
Икона в итоге была обнаружена в Свято-Троицком храме Бруклина в Нью-Йорке, а раз она оказалась в США, вывезенная из Киева в 1943-м, то вместе с ней этот путь проделали и мощи Ярослава Мудрого.
По крайней мере, есть много свидетельств, что Ярослав Мудрый все же «засветился» в Америке после войны, но его путешествие через океан не было простым.
Так, немецкий жандарм, не обнаружив в Польше архиепископа Никанора, передал свой груз украинскому епископу Палладию. Палладий отправился в Германию, после окончания войны попал в американскую зону оккупации, а позже перебрался в США. Там Палладий занимался организацией собственных приходов, но ни иконы Николы Мокрого, ни костей Ярослава Мудрого на показ не выставлял, а хранил их у себя дома.
В конце 1971 года Палладий умер, и икона с костями оказались в руках украинского священника Ивана Ткачука. Ткачук закинул всё это «добро» под кровать в своей нью-йоркской квартирке, где оно и провалялось целых 20 лет. Об этом впоследствии рассказал один американец украинского происхождения, хорошо с Ткачуком знакомый.
В итоге, после смерти Ткачука, икона досталась настоятелю церкви Святой Троицы в Нью-Йорке, где она пребывает и сегодня. А вот по поводу мощей киевского князя ходят только слухи.
Дирекция национального заповедника «София Киевская» отрядила в США очень полномочную экспедицию, которая раскопала очень много свидетельств того, что кости Ярослава Мудрого находятся где-то в Нью-Йорке, но их тщательно скрывают из опасения, что в результате переезда обратно в Старый Свет они могут попасть в Россию. Непонятно, почему возникло именно это опасение, но факт остается фактом – все священнослужители украинских церквей в Америке, к которым приводила ниточка, отказывались на тему мощей с представителями киевского заповедника даже разговаривать. А это, конечно же, весьма подозрительно.
Короче, совершенно очевидно, когда и зачем были похищены кости Ярослава Мудрого, и где их надо искать. Но их просто не хотят отдавать. Дело дошло даже до оказания помощи миссии американскими властями, но эти власти, на словах проявившие полную солидарность, просто путают следы. Создается такое впечатление, что киевские реликвии не собираются никому возвращать не только по религиозным, но и политическим мотивам, и тут ничего не могут сделать даже правительства Украины, которые, конечно же, посылали в Америку запросы, причем неоднократно и очень долгое время.
Но воз и ныне там. И если насчет возврата иконы Николы Мокрого в Киев вроде бы удалось договориться, то по поводу мощей Ярослава Мудрого – темный лес. Недавно киевской «музейной экспедицией» был найден номер старого иммигрантского журнала «Вера и культура» за 1954 год с заметкой тогдашнего канадского митрополита Иллариона, в которой он писал, что останки Ярослава Мудрого тайно вывез в Канаду кто-то из эмигрантов.
Известно, что в 50-х годах икона «засветилась» в Торонто (Канада), но вскоре исчезла, и объявилась только лет 15 назад, но уже в Бруклине. Точно такой же путь могли проделать и кости киевского князя, тем более что показания многих совершенно незнакомых друг с другом свидетелей, которые согласились сотрудничать с киевскими музейными работниками, во многом совпадают.
Ну, а раз совпадают, то неспроста всё это. Нашлась икона – найдутся и кости, тут только вопрос времени.
А что после этого? Решится наконец-то вопрос о происхождении Рюриковичей, или как?
НУ, И НЕКОТОРЫЙ МАТЕРИАЛ НА ПОСОШОК:
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Какая национальность была у Рюрика, и откуда пошло самоназвание «русские»?
Главная загадка Древней Руси - почему у князя Игоря не было отчества, если его отцом был Рюрик?
Загадки княгини Ольги. Была ли она первой королевой Руси, готкой по крови и немкой по вере?