В статье рассказывается о результатах исследования первичных структур трех городов бывшей Российской Империи – Москвы, Петербурга и Одессы. И хоть это исследование выполнено в авангардистском стиле, тем не менее, оно будет интересно всем, кто интересуется процессами создания реперных точек большого государства, тем более доминирующего в мире по большинству основных позиций.
Сергей Александрович Ануфриев – российский художник, обладающий даром мышления и записи результатов своих мышлений на бумагу, так что его еще можно назвать и писателем, тем более, что его перу принадлежит и пара сугубо научных книг. А, в общем и целом, Сергей Ануфриев - лидер московских концептуалистов, и этим всё сказано. Кто не знал, то концептуализм предполагает очень сильные способности к аналитике, и если ты концептуал, то значит ты еще и аналитик.
А у лидера всех этих аналитиков способности должны был вообще запредельные.
Короче, не стану пересказывать биографию и выдающиеся заслуги лидера московских концептуалов Сергея Ануфриева, об этом можно прочитать как минимум в Википедии. А я хочу представить только один из очень редких, то есть раритетно-уникальных трудов этого неординарного человека, родившегося, и получившего первую свою славу, кстати, в Одессе – очерк «Городки», который представляет собой результат авангардистского исследования Москвы, Петербурга и Одессы в свете становления Российской империи в XVIII веке.
Почему именно XVIII век, когда из тройки главных русских городов Москва-то началась еще за много столетий до основания Питера и Одессы?
Но именно в XVIII веке, с плавным перетеканием в век XIX, и началась концептуальная модернизация империи, которая Москву затронула очень сильно, а то и вовсе фатально. То есть, за первые 100 лет после того, как царь Петр I объявил Русь империей и начал прорубать окно в Европу, все основные города России начали преображаться (Москва) и создаваться (Петербург и Одесса) исключительно по европейскому образцу.
Правда, все равно древнее происхождение столицы нашей Родины накладывает сильный отпечаток даже на современный облик города, тем не менее, все последующие русские цари и генсеки попытались привести все три центра «ранней и поздней Руси» к единому знаменателю. И сегодня тот, кто посещает Москву, Питер и Одессу, находят много общего в них, а внимания на кардинальные различия не обращают.
Ну что ж, они люди современные, и стремятся разглядеть, прежде всего, не старину, а именно современность.
Теперь немного истории.
Мало кто почему-то знает, что к концу XIX столетия в Российской империи было четыре самых крупных города – это Москва, Петербург, Варшава и Одесса. Все остальные города были поменьше, но Варшаву из этого списка можно исключить, потому что даже в составе РИ это был чужой город и являлся столицей другого государства – Царства Польского, хоть и автономного, а не независимого. Но Варшава была основана не русскими, и ее развитием занимались в основном поляки.
Именно поэтому выделяем только три самых крупных, исконно русских города Российской империи и отмечаем, что самыми крупными морскими портами в XIX веке были только Петербург и Одесса. Москва тоже как бы была портом, но только речным. Тогда Москва была вторым промышленным центром России после Петербурга, Одесса в этом плане несколько отставала, но по торговому балансу в какой-то момент она несколько раз опережала и Петербург, и Москву. И это немудрено, потому что Малороссия тогда была первым поставщиком зерна для всей Европы, отсюда и такие высокие показатели.
В общем, теперь понятно, почему Москва, Петербург и Одесса считаются первейшими городами Российской империи. В советские годы роли несколько поменялись – большевики прорыли вокруг снова ставшей столицей России Москвы множество каналов в сторону самых разных морских акваторий, которые сделали этот мегаполис «портом пяти морей», и по товарообороту, естественно, этот порт стал по-настоящему огромным. Санкт-Петербург (ставший сначала Петроградом, потом Ленинградом), потерял свое господствующее торговое значение, но все равно оставался одним из крупнейших после Москвы.
А вот Одесса сначала немного потеряла, но потом, с развитием Черноморского морского пароходства снова уверенно вошла в тройку портовых гигантов. Однако время изменилось, в СССР появилось много по-настоящему мощных промышленных центров, а также новый мощный порт на Востоке – Владивосток. Одесса, правда, умудрилась сохранить свою доминанту в этом плане до самого развала СССР, ну, что с ней случилось после этого развала, я лучше упоминать не буду.
Просто я хотел объяснить, почему для своего аналитического исследования Сергей Ануфриев выбрал именно Москву, Петербург и Одессу. И Одесса в этом списке оказалась не потому, что это родной для Ануфриева город, а потому что Одесса и на самом деле всегда была третьей что в Российской империи, что в СССР, хотя в советские времена немалую часть своего имперского блеска Одесса все же потеряла.
Насчет этого очерка – я отыскал его в старой газете «На дне», которая в конце 90-х – начале 2000-х издавалась только в Петербурге и Одессе. Материалы, которые в этих газетах публиковались, не оплачивались, то есть авторы денег за свои публикации не получали, потому что газеты были благотворительными. И очерк С. Ануфриева «Городки» был напечатан только в этой газете, и только один раз – больше он не появлялся ни в одном издании – ни в бумажном (печатном), ни в виртуальном (интернетном).
И это очень печально, потому что сегодня эту газету не найти нигде днем с огнем – даже в библиотеках, куда она просто не поступала. Я нашел этот номер совершенно случайно у сына одного бывшего бездомного, который когда-то эту газету распространял, но часть газет распространить не успел, и они так и остались в его старом чемодане, затерявшемся в чулане.
А если бы я вовремя не подвернулся, то этот чемодан вместе с последними экземплярами газеты так и сгинул бы в печной топке.
Газета «На Дне», 2001 г., №1
ГОРОДКИ
Автор: Сергей Ануфриев
Каллиграфия вслепую.
Этот текст – результат исследования первичных структур трех городов – Москвы, Петербурга и Одессы. Именно они любопытнейшим образом связаны между собой на морфологическом уровне, наглядно демонстрируя факт предельной упорядоченности нашего мира. Рассматривая карты городов, можно убедиться, что все уникальные их формы – местоположение, планировки и их сочетания – сводятся к простейшим геометрическим фигурам.
Таковых три – квадрат, круг и треугольник (куб, шар, пирамида). Первичная структура каждого города состоит из этих трех элементов. Для того чтобы образовать более сложные формы, должны присутствовать все три. Однако здесь нас подстерегают сюрпризы. Для разъяснения ситуации обратимся к примеру трех городов.
Итак:
1). Москва.
Классический пример города с центрированной органической структурой, похожей на срез дерева, паутину, грибницу, пробитое пулей стекло. Динамика этой структуры объединяет центробежность (разрастание города концентрическими кругами вокруг ядра) и центростремительность (радиальные магистрали, соединяющие окраины и центр).
Таким образом, волны роста образуют множество кругов, а линии направлений, пересекаясь в центре, образуют множество треугольников. Круг и треугольник – основные фигуры пространства Москвы. В трехмерной проекции это сфера и пирамида. Можно сказать, что Москва – самый трехмерный из рассматриваемых городов. Она лежит в котловине, т. е. в вогнутой полусфере. Защитные поля надевают полусферу сверху, и образуется сфера.
Москва на семи холмах, а холмы – круглые. «Ва» в финно-угорском имени «Москва» означает «вода» (аналог – Нева, Сосьва, Лысьва и т. д.), а вода – тоже «круглая». Это подчеркивается извилистостью Москвы – реки, давшей имя городу. Вообще «иньский», женский характер Москвы бросается в глаза. Об этом говорит и ее властность, выраженная в Пирамиде.
Треугольники радиальных секций вырастают в пирамиды, если добавить вертикальное измерение. Оно начинается под землей, где линии метро и подземных коммуникаций повторяют наземные, и кончаются верхушкой Останкинской башни, звездами высоток и огоньками на крышах небоскребов. Эти точки – вершины пирамид, которые вместе составляют Большую Пирамиду Власти. Ее материальный эквивалент – мавзолей Ленина.
Пирамидальная иерархичность пронизывает все слои жизни города и его общества. Даже елки у мавзолея пирамидальны. В целом столицу можно рассматривать как пирамиду внутри сферы. Но где же куб? Известно, что триада «Небо-Человек-Земля» геометрически выражается так: «Круг-Треугольник-Квадрат». Именно квадрат и отсутствует на карте столицы, не квадрат, а Большой Квадрат, равноценный кругам и треугольникам. Это отсутствие знака Земли меня обескуражило. И я обратился к Петербургу.
2). Петербург.
Прежде всего, Петербург – это сочетание природной дельты реки и квадратной планировки. Дельта – треугольник, знак Гора, Аполлона, Бога наконец. Он выражает направленное стремление, движение у цели, в отличие от циклического движения круга и неподвижности квадрата. Дельта Нила в Египте, Дельфы в Элладе, Божественная Триада в христианском мире были местами формирования этого символа Солнечного луча и Всевидящего Ока. Кстати, солнечный зайчик – отраженный луч Солнца.
Может поэтому китайцы видели на Луне Зайца?
Другая доминанта города – квадрат, образуемый прямыми, как стрела, улицами, так ужасавшими Андрея Белого (см. роман «Петербург»). Это механическая, почти абсурдная регулярность планировки, наложенной на местность безо всякого соотношения с ее формами, отличает Петербург от своих «предшественников» - Амстердама и Венеции, в то же время логически завершая то стремление к регулярности, которое было реализовано Амстердамом по отношению к Венеции.
Но у «предков» Петербурга в структуре есть то, чего нет у него – круга. Ракушечная спираль Венеции или кольца Амстердама никак не продолжаются в плане Петербурга. Но круг должен быть! Может, его следует искать на каком-то другом уровне, не на карте, а в других слоях информации о городе? С этим вопросом я обратился к Одессе.
3). Одесса.
S-образная береговая линия Одессы повторяет внутреннюю границу «Инь-Янь». Если дуговую границу города замкнуть, продолжив по морю, вы увидим внешнюю границу этого знака – круг. Круг – природная доминанта в первичной структуре города, содержащая в себе искусственную доминанту – квадрат. Одесса спланирована так же прямолинейно, как и Петербург, даже еще проще.
Но если Петербург – это квадрат в треугольнике, то Одесса – квадрат в круге. Небо и Земля есть, но где же Человек? Эта морфема не прочитывается в ландшафте Одессы. Лишь крошечный Треугольный переулок, где родился Утесов (солнце советской эстрады), напоминает о ней. Правда, он переименован в Утесова, но утес тоже прямоугольный.
Размышляя об имени Одессы, я все время невольно фиксировался на слоге «де», ударном слоге. «Де» и на романских языках, и по-китайски означает «место» (см. русское «з-де-сь», «г-де», укр. «де»). А по-гречески «де» - это «дельта» (D) (см. рус. «Д»). Т. е. треугольник. В какой-то момент меня посетило прозрение.
У Одессы было четыре основателя – Де Рибас, Де Волан, Де Ришелье, Де Ланжерон. Четыре Дельты! Сложенные вместе, они образуют пирамиду (имеющую четыре треугольных стороны). А пятая Дельта, что в имени города, - это вершина пирамиды. Кроме того, крепость пирамиды обеспечивается внутренними связями фамилий четырех Де. Рибаса и Ришелье объединяет первый слог (Ри). Последний слог Волана и первый Ланжерона – «Лан». Ри – это Небо (ирий, рай), Лан – Земля («поле, луг» на укр.) А первый слог Во-лана и последний Ланже-рона составляют слово «Ворон», тем самым предсказывая вершину пирамиды основателей – Воронцова.
Однако Воронцов является в коллективной мифологии «тенью Пушкина». Поэтому он, проступающий из имен основателей, лишь косвенно указывает на подлинного основателя Одессы – Пушкина, который ввел этот город в культурный мир, благословил его, раскрыл поэзию его имени и передал очарование его духа. Поэтому именно Пушкин, прячась за своего охранника Воронцова, венчает невидимую пирамиду над Одессой.
С этой вершины становится видно и квадратное основание пирамиды, теперь уже «нарисованное» в реальном пространстве города. Грани его – линии, соединяющие четыре точки, связанные с четырьмя Де.
Первая точка – Пересыпь, откуда Де Рибас штурмовал Хаджибей. Вторая – Дюковский сад, бывшая резиденция Де Ришелье. Третья – Ланжерон, где было имение графа. Четвертая – парк Шевченко, где была крепость, в которой Де Волан разработал план Одессы.
Кажется невероятным, что имена основателей стали ключом к недостающей фигуре, доступной не зрению, но умозрению. Однако всем известно, что «вначале было Слово. И слово это Бог». Этот первичный Логос и был названием Имени Бога, т. е. основателя мира. Значит, Имя Бога – это неявленная сторона любого явления. Называя создателя, именуя автора, мы восполняем недостающее, формула которого содержится в «перво-Логосе». У индусов Первослово – «Ом», у греков оно становится последней буквой – Омегой.
В случае Одессы первословом оказалось «Де», объединяющее четырех отцов в одного господина. Привилегированное положение его (лишь дворяне носят приставку «Де», означающую их принадлежность к месту, которым они владеют) магическим образом открыло в обратной перспективе города «скрытую фигуру». Это открытие внушило мне мысль о применении подобной заклинательной практики в случае других городов.
4). Снова Москва.
Основатель Москвы – Юрий (Георгий) Долгорукий, покровитель ее – Св. Георгий. В этом имени есть слово «Гео» - Земля по-гречески. Фигура Земли – квадрат. Площадь в Москве на Тверской, где стоит памятник Долгорукому, в народе называется Квадрат. Восемь конечностей памятника (четыре конских и четыре княжьих) – это углы куба, недостающие морфемы в триаде первичной структуры городского организма.
Мы видим, что при обнаружении фигуры в Логосе она сразу проявляется и в физическом плане, приобретает трехмерные параметры и вписывается в триаду. Таким образом, Сакральная Матрешка Москвы – это куб внутри пирамиды, которая внутри сферы. Напоминает также многослойную фигуру Кощеева яйца. В яйце Москвы роль Кощеевой иглы играет копье св. Георгия.
5). …И Петербург.
Основатель – Петр, покровитель – св. Петр. Имя происходит от греческого «Петрос» - камень. Камень в природе, как правило, приобретает округлую форму. «Краеугольный камень города» - Петропавловская крепость – тоже имеет округлую форму. Нимбы святых покровителей – круги. Фигура св. Петра, распятого вниз головой, являет инверсию (поворот) по отношению к фигуре Христа. Поворот описывает окружность.
В картах Таро повешенный вниз головой выражает геометрический принцип: «Что на верху, то и внизу», описывающий сферу. Атрибут св. Петра – ключи. Это ключи от Райских врат, изображенные на флаге и гербе Ватикана, покровителем которого также является св. Петр. Движение ключа – поворот, идущий по кругу по часовой стрелке или против нее.
Часовые стрелки – это усики Петра на его круглом лице – циферблате. Еще одни «стрелки» или «дворники» на «окне в Европу» - это разводящиеся мосты, своими разводами проводящие дуги, части окружности, в целом составляя большой круг над Невой.
Надо отметить, что в Питере есть реальное сооружение, скрывающее в себе модель «платонической триды» фигур. Это Генштаб на Дворцовой площади напротив Зимнего. Внутри этого длинного здания есть три двора – треугольный, круглый и квадратный (круглый – в центре). Нанизываясь на Александрийский столб и шпили – Адмиралтейства и Петропавловки, этот макет складывается в Сакральную Матрешку Невы, где сфера – в кубе, а куб – в пирамиде. «Кощеева игла» в СПБ – это ключ св. Петра.
6). Резюме.
Стремление человеческого сознания видеть во всем единство, разнообразие и их гармонию является ни чем иным, как следствием изначально организующей мир Красоты Творения, проявлением действующего во всех формах высшего начала. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы сталкиваемся с подтверждением нашего стремления с утвердительными ответами на наши вопросы. Все, к чему мы стремимся, - всегда перед нами.
Это то место, где мы живем, и то, что живет внутри нас.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ О ГОРОДАХ НА МОЕМ КАНАЛЕ:
Севастополь – город славы украинских моряков. Кто придумал?
Почему России понадобилось более 400 лет, чтобы вернуть русский Новгород, свою первую столицу?
Три столицы Прибалтики были основаны прибалтами, или чужестранцами?