Проекты советских кораблей, которые строились в предвоенные годы сложно назвать очень удачными, поэтому их постоянно пытались усовершенствовать. Так, в 1937 году начали разрабатывать новый проект эскадренных миноносцев (ЭМ), проект 30, который предполагал эшелонное расположение турбин и котлов, а также повышенную прочность корпуса.
Новый проект «тридцаток»
15 ноября 1937 начальник Морских сил РККА флагман флота 1 ранга М. В. Викторов утвердил тактико-техническое задание нового ЭМ, в котором планировалось усиление зенитного вооружения путем установки четырех 37-мм автоматов и четырех 7,62-мм пулеметов, а торпедного — третьим 3-трубным торпедным аппаратом.
Разработка проекта 30 велась в 1938–1939 годах в КБ завода имени А. А. Жданова под руководством главного конструктора А. М. Юновидова. В основу проекта были положены обводы и архитектура, несколько увеличенного корпуса эскадренного миноносца проекта 7У и те же главные механизмы.
После некоторых доработок 27 октября 1939 года Комитет обороны при Совете Народных Комиссаров СССР утвердил основные элементы эскадренного миноносца проекта 30 со стандартным водоизмещением 1890 тонн.
По архитектурно-конструктивному типу эти эскадренные миноносцы были типичными для своего класса того времени: короткий полубак, корпус, поделенный водонепроницаемыми поперечными переборками на 15 отсеков, смешанная система набора корпуса.
- Вооружение соответствовало окончательному техническому заданию, но, как показал опыт войны, зенитное вооружение корабля было довольно слабым.
- При проектировании корабля по тактико-техническому заданию, представленному флотскими специалистами, сказывалась недооценка авиации, как ударной силы.
Главная энергетическая установка занимала 6 отсеков в средней части корпуса корабля и состояла из 2 автономных турбокотельных групп, каждая из которых имела по 2 главных котла и один главный турбозубчатый агрегат. Котлы эскадренного миноносца проекта 30 представляли собой модификацию котла, разработанную специалистами конструкторского бюро завода имени А. А. Жданова, взявшими за основу разработки для эскадренного миноносца проекта 7У.
Главные турбозубчатые агрегаты для эскадренного миноносца проекта 30 изготавливались в турбинном цехе завода. Их главным конструктором был Л. А. Шубенко-Шубин, удостоенный в 1947 году Сталинской премии, в последствии он стал Героем Социалистического Труда.
- Головной корабль проекта 30 «Огневой», заложили в Николаеве 20 августа 1939 года.
Планом заказов по судостроению на 1940 год предусматривалась постройка 15 эскадренных миноносцев этого типа на 4 заводах, со сроками сдачи двух кораблей в 1941 году, а остальные должны были сдать в 1942 году.
В 1941 году планировалось заложить еще 23 однотипных корабля со сроком сдачи ВМФ в 1943 году.
В 1939–1940 годы на заводе имени А. А. Жданова (сейчас это Северная верфь) заложили эскадренные миноносцы «Отличный», «Образцовый», «Отважный», «Одаренный», «Огненный», «Ожесточённый», «Острый», «Ослепительный», «Осторожный» и «Отчётливый». Таким образом, на заводе планировали построить 14 эскадренных миноносцев проекта 30.
В первой половине 1941 года были спущены на воду два корабля — «Отличный» и «Образцовый». Однако из-за начавшейся войны ни один из них не был достроен.
Послевоенный проект
В послевоенные годы на заводе имени А. А. Жданова по доработанному проекту 30К были достроены 4 эскадренных миноносца. Доработкой проекта занимался все тот же А. М. Юновидов, а также конструкторы ждановского завода, которые в конце 1942 года, находясь в эвакуации, были переведены в ЦКБ-17.
Постановлением Совета министров СССР от 28 января 1947 года был утвержден технический проект эскадренных миноносцев проекта 30К.
На заводе имени А. А Жданова планировалось достроить заложенные перед войной эсминцы «Отличный», «Образцовый», «Отважный» и «Одаренный», а корпуса других кораблей подлежали разборке. Главное наблюдающим от ВМФ назначили инженер-подполковника А. Т. Ильичева.
На корабле имелась по тому времени неплохое радиоэлектронное вооружение, включавшее РЛС обнаружения «Риф» и «Гюйс», станцию управления стрельбой артиллерии главного калибра «Редан», станцию управления торпедной стрельбой «Редан-4», станцию опознавания «Факел», станцию создания помех, навигационную станцию «Рым», гидроакустическую станцию «Тамир-5H».
Артиллерия главного калибра состояла из четырех 130-мм орудий в двух 2-орудийных башнях Б-2-ЛМ, размещенных в носовой и кормовой частях корабля. Зенитное вооружение было усилено за счет размещения (вместо спаренной 76,2- миллиметровый установки) спаренной артустановки 85-мм калибра. Корабль имел большую мореходность, чем эскадренные миноносцы проектов 7 и 7У. Но при волнении моря свыше 5 баллов корабль все же зарывался в воду.
Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении двух любых смежных главных водонепроницаемых отсеков. На корабле также имелось размагничивающее устройство. Главная энергетическая установка — котлотурбинная двухвальная, расположенная эшелонно в 6 отсеках.
В результате корректировки стандартное водоизмещение корабля увеличилось до 2125 тонн, а полное — до 2860 тонн., скорость полного хода уменьшилась с 37 до 36,5 узлов. Остойчивость сократилась до 0,34 метра, комплектация личным составом выросла с 202 до 301 человека. Для доведения остойчивости хотя бы до 0,45 м требовалось принять на корабль 60 тонн твердого балласта.
В целом, эскадренные миноносцы проекта 30К явились все же шагом вперед в развитии этого класса кораблей. Тем не менее, они не отвечали в полной мере возросшим требованиям, предъявляемым к эскадренным миноносцам в послевоенные годы. Это было вызвано тем, что базовый проект 30 был разработан еще до Великой Отечественной войны и, естественно, разрабатывался без учета боевого опыта.
Нетрудно заметить, что за 10 лет в развитии кораблей класса эскадренных миноносцев заметных качественных изменений не произошло. Основные тактико-технические характеристики артиллерии главного калибра, по существу, оставались на одном уровне, в то время как артиллерия зенитного калибра имела некоторый прогресс по отдельным параметрам, но ее было явно недостаточно для отражения средств воздушного нападения.
При незначительных увеличениях мощности главной энергетической установки и дальности плавания несколько уменьшилась максимальная скорость кораблей. Что же касается внедрения на эскадренных миноносцах, радиолокации и гидроакустики, то по этим показателям корабли советского ВМФ все же отставали от кораблей аналогичных классов ведущих иностранных держав. Также эти корабли, по сути, создавались с чистого листа, поскольку в проектировании крупных кораблей был большой перерыв, вызванный в начале революцией, а затем Гражданской войной.