В этой статье мы продолжим рассказ о кораблях «сталинской» серии. О начале строительства эскадренных миноносцев проекта 7 — здесь
Проект улучшенных «семерок» 7У разрабатывался под руководством начальника конструкторского бюро завода им. А. А. Жданова (сейчас это судостроительный завод «Северная верфь») С. Е. Ефремова, главного конструктора О. Ф. Якоба и его заместителя по механической части Б. А. Наумова в 1938 году. Новый проект был утвержден в том же 1938 году заместителем наркома ВМФ СССР флагманом 1 ранга И. С. Исаковым.
Новый проект как попытка решения всех проблем «семерок»
Главное решение — эшелонное размещение главной энергетической установки (ГЭУ) с 4 котлами было реализовано увеличением длины котельных и машинных отделений и за счет ликвидации отсека погреба зенитной артиллерии между машинными отделениями. Было принято решение и о применении новых котлов. За счет увеличения паропроизводительности новой котельной установки мощности каждого из двух главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) удалось повысить. Также у эскадренных миноносцев проекта 7У появилась вторая труба.
- Головной корабль проекта 7У «Сторожевой» (зав. №517) начали строить в августе 1936 года, его корпус собрали в течение года до верхней палубы, но стройку остановили, и в ноябре 1937 года его перезаложили уже по проекту 7У. Корабль был спущен на воду со стапелей завода им. А. А. Жданова 2 октября 1938 года. В ходе испытаний были выявлены невысокая остойчивость и слабая живучесть корабля.
В ходе эксплуатации «семерок» некоторые корабельные инженеры пришли к выводу, что корабли этого проекта имеют недостаточную поперечную остойчивость.
Мнения по поводу решения этой проблемы разделились: были предложения укладывать по 120-140 тонн балласта на этих кораблях, другого мнения придерживались В. А. Никитин и Ю. А. Шиманский, которые предлагали вместо твердого балласта, в шторм, принимать в днищевые отсеки забортную воду. В итоге, этот вопрос рассматривался уже при участии Сталина, решение было принято в пользу загрузки твердого балласта в трюм корабля. Однако реализовать это решение удалось только на нескольких кораблях проекта 7У —начавшаяся Великая Отечественная война изменила все планы.
- До начала Великой Отечественной войны, кроме головного «Сторожевого» завод им. А. А. Жданова (сейчас «Северная верфь») передал флоту «Стойкий», «Смелый», «Сильный» и «Страшный».
- «Свирепый», «Скорый» и «Статный» принимались в состав флота уже в экстренном порядке. «Строгий» и «Стройный» достраивался в блокадном Ленинграде. Руководил работами строитель Д. А. Чалык.
Надо отметить, что дальность плавания у кораблей проекта 7У была несколько меньше, чем у просто «семерок», но по скорости они не уступали.
На ходовых испытаниях «Страшный» с отечественными ГТЗА развил скорость 39,6 узлов, а корабли, на которых были английские агрегаты имели скорость до 37 узлов.
Также стоит отметить, что в итоге, значимого усиления прочности корпуса кораблей сделать так и не удалось.
Один из кораблей проекта 7У «Страшный» — имел электрооборудование на переменном токе.
Кроме того, было усилено вооружение. Увеличилось количество 45-мм полуавтоматов и 12,7-мм пулеметов.
Однако теперь ухудшилось обитаемость корабля и уменьшилась дальность плавания.
«Сталинская» серия кораблей проекта 7У во время войны
Все построенные на ждановском заводе «семерки» принимали участие в Великой Отечественной войне.
Многие корабли к началу войны были еще не достроены, все работы проводились в чрезвычайной спешке.
- На эскадренный миноносец проекта 7У «Стройный» на момент начала войны не было установлено вооружение, монтаж главных и вспомогательных механизмов и основного паропровода был выполнен только на 60%. Не было закончено и оборудование кают и кубриков для личного состава. Но к августу 1941 года корабль подготовили к швартовным испытаниям и он был включен в общую огневую систему обороны Ленинграда. Так же были введен в строй и «Строгий».
- От подрыва на минах в 1941 года погибли «Смелый» и «Скорый». При этой «Смелый» после подрыва более 3 часов держался на плаву с переломанной по 41-му шпангоуту носовой оконечностью. Отрыв носовой оконечности до первой трубы не привел к гибели ЭМ «Сторожевой», который был отбуксирован в базу и в последствии отремонтирован.
Из кораблей этой серии в период Великой Отечественной войны отличился экипаж «Стойкого» . 13 февраля 1943 года, в память о погибшем командующем эскадрой Балтийского флота корабль получил наименование «Вице-адмирал Дрозд». 3 апреля 1942 года корабль был удостоен гвардейского звания.
Как показал опыт, по боевым качествам, в том числе и живучести, существенных отличий корабли обоих проектов не имели.
Недостатками «семерок» была постоянная перегрузка при выполнении боевых операций. Увеличение осадки перегруженных кораблей отрицательно сказывалось на мореходных качествах: при волнении моря 4-5 баллов корабли зарывались носом в воду, теряя более 10 узлов скорости, становилось невозможно использовать артиллерия, размещенную в носовой части.
Как отмечают в своих воспоминаниях многие конструкторы, каноном обеспечения прочности корпуса было — продольная система набора в средней части, поперечная — в оконечностях. Вопросы плавного перехода от одной системы набора корпуса к другой из поля зрения конструкторов и наблюдения заказчиков ускользали. Тщательно производились расчеты прочности для миделевого сечения и для шпангоутов в носовой и кормовой оконечностях, но постепенный переход от продольной системы к поперечной обеспечен не был.
К недостаткам обоих этих проектов относилась и малая мореходность. Спроектированное по итальянскому образцу, эти корабли, возможно, были неплохими для Средиземного моря, но малопригодными для плавания в суровых северных морях.
Всего, по улучшенному проекту 7У, на ждановском заводе было построено 10 кораблей.