Найти в Дзене
ОСК | Северная верфь

«Сталинская» серия | Эскадренные миноносцы проекта 7

Программой военного судостроения на вторую пятилетку (1933–1938 гг.) предусматривалось строительство большой серии эскадренных миноносцев нового типа.

Предполагалось, что именно эти корабли заменят устаревшие «новики» и составят конкуренцию по ТТХ кораблям подобного класса других морских держав.

Эскадренные миноносцы проекта 7 занимают важное место в истории отечественного судостроения. Они задумывались как универсальные корабли для советского флота.

Под руководством Владимира Никитина, созданное на базе Технического бюро Северной верфи Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС -1) занималось проектированием серии «семерок».

Эскадренный миноносец проекта 7
Эскадренный миноносец проекта 7

В конце 1931 года Никитина отправляют в командировку в «Союзверфь», и проектом «семерок» занимается уже Павел Трахтенберг. После возвращения в КБ завода в 1933 году главный инженер Владимир Никитин настаивает именно на эшелонном расположении главных механизмов. Осенью бюро возглавляет Валериан Бжезинский. Наблюдающим за работами по этому проекту был известный ученый-кораблестроитель А. П. Шершов, а консультантами — А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский, П. Ф. Папкович и В. Г. Власов.

За основу был взят проект корабля подобного класса итальянской фирмы «Ансальдо». Предполагалось, что новые корабли будут развивать скорость до 38 узлов.

Так как достаточного опыта в проектировании подобных кораблей ученые и конструкторы не имели, в процессе работы приходилось непрерывно вносить изменения и дополнения. Конечно, все это сказывалось на качестве корабля.

Например, проверочное кренование, проведенное по указанию Наркомата судостроительной промышленности и Управления кораблестроения ВМФ показало низкую остойчивость корабля.

14 сентября 1934 года ЦКБС-1 представило общий проект в Управление Морских сил РККА, а 21 декабря он был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Всего планировалось построить по этому проекту 53 корабля.

Так как инициатива постройки такой большой серии принадлежала Сталину, ее называли «сталинской».

Наиболее подготовленным к поставленной задаче оказался судостроительный завод им. А. А. Жданова, где и планировалась закладка большей части кораблей, там же изготавливались и главные турбины.

Головной корабль серии («Гневный»), заложенный на заводе им. А. А. Жданова (сейчас «Северная верфь»), спустили на воду 13 июля 1936 года. Однако на ходовые испытания «Гневный» вышел только в апреле 1938 года. Они затянулись до осени, так как приходилось постоянно устранять дефекты машинно-котельной установки, главными из которых были перегрев котлов и пропаривание турбин.

ЭМ «Грозящий» на Неве.
ЭМ «Грозящий» на Неве.

На мерной линии корабль развил максимальную скорость 39,37 узлов со значительным превышением проектной мощности механизмов. В то же время приемная комиссия отметила перегрузку корабля при стандартном водоизмещении, а дальность плавания экономическим ходом оказалась немного меньше проектной.

По архитектуре эскадренный миноносец проекта 7 был типичным для однотрубных кораблей своего класса: короткий полубак, верхняя непрерывная палуба по всей длине корабля. Корпус разделялся поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков.

Артиллерия главного калибра и торпедные аппараты располагались в диаметральной плоскости, что обеспечивало максимальные углы обстрела.

Два 130-мм орудия располагались в носовой части и столько же — в кормовой.

Главная энергетическая установка занимала шесть отсеков средней части корабля, проектирование агрегата возглавлял руководитель турбинной группы Борис Фрумкин.

Постройка велась в сильной спешке, одновременно на 12 стапелях завода. В 1937 году не удалось сдать ни одного корабля. Только в 1938 были подписаны приемные акты четырех кораблей. Два корабля ждановцы сдали в 1939 году, на других заводах, строивших «семерки», ситуация была не лучше.

Главным недостатком проекта 7 называли линейное расположение машинно-котельной установки, считалось, что это значительно снижало живучесть корабля. Но, как показал опыт Второй мировой, эшелонное расположение главной энергетической установки (ГЭУ) особых преимуществ в плане живучести не давало. Строительство серии по этому проекту в какой-то момент вообще приостанавливали.

ЭМ «Гремящий» в боевом походе (постановка дымовой завесы).
ЭМ «Гремящий» в боевом походе (постановка дымовой завесы).

В итоге, началась разборка кораблей на стапелях и срочная разработка нового проекта 7У.

Сметная стоимость одного корабля проекта 7 в 1936 году была определена в 12 млн рублей, а фактическая более 20 млн рублей.

В октябре 1937 года специальная комиссия рассмотрела подготовленные ЦКБ-17 и КБ завода им. А. А. Жданова предложения по изменениям в проекте 7. На переработанном проекте вместо линейного расположения энергетической установки было принято эшелонное. На корабле были установлены четыре новых котла и появилась вторая дымовая труба. По сути, это были уже новые корабли нового, «улучшенного» проекта 7У.

Из ждановских «семерок» самым заслуженным стал «Гремящий». Он участвовал в Советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. Находясь в составе кораблей охранения, провел 63 союзных конвоя в порты Мурманск и Архангельск. 30 марта 1942 года потопил германскую подводную лодку U-585. Именно на «Гремящем», первом среди советских эскадренных миноносцев, установили отечественную РЛС. 1 марта 1943 года «Гремящий» был удостоен гвардейского звания.

Общей проблемой всех «семерок» (включая 7У) была недостаточная прочность корпуса в местах сопряжения продольной и поперечной систем набора (в носу и в корме).

После того как корпус эскадренного миноносца «Громкий» при шторме в Баренцевом море переломился в районе 38-го шпангоута, были предприняты попытки подкрепления элементов набора корпуса, которые оказались неэффективными.

  • Осенью 1942 года в сильный шторм переломился и затонул корабль «Сокрушительный» (проект 7).

Исследование причин трагедии проводила специальная комиссия, которая пришла к следующим выводам: на всех «семерках» продольные связи набора корпуса — стрингеры и карлингсы — в носовой и кормовой частях корпуса не продолжались, а заканчивались раньше. А дальше — только поперечный набор — шпангоуты и бимсы. Трещина у «Сокрушительного» образовалась именно в районе перехода наборов.

ЭМ «Стерегущий» на Неве.
ЭМ «Стерегущий» на Неве.

По результатам работы этой комиссии были внесены существенные изменения в «Правила расчетов прочности и конструирования корпусов кораблей ВМФ».