Найти в Дзене

Русская Прибалтика #6. На каком основании вендов, проживавших на побережье Балтийского моря в конце I тыс. н.э., можно считать славянами?

Поморяне, худ. Н.К.Рерих
Поморяне, худ. Н.К.Рерих

Восточные венеты, или венеды (лат. venedi, venethae, venethi; греч. ούενέδοι), иногда энеты (лат. veneti, греч. ενετοί) — племенная группа, упоми­наемая римскими авторами I–V вв. н.э. Плинием Старшим 1, Тацитом 2, Клавдием Птолемеем 3. Их размещали от балтийского побережья до северных Карпат (называемых Птолемеем Венедскими горами) и низовьев Дуная.

Имя венедов содержится в Певтингеровых таблицах–дорожниках, составленных
в III веке н.э. на основании более ранней карты
4. Восточные венеты имеют об­щее происхождение с ещё более древними южными венетами, а также с кельтскими западными венетами. Историк VI века Иордан в своём труде «О про­исхождении и деяниях гетов» указывал, что венеты «происходят от одного
корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов»
5.
С этого времени этноним
Venedi утвердился в латинской литературе Запада как обозначение славян. В хронике Фредегара встречаются фразы: «Славянами, называемыми венедами», «Славяне, которые известны как венеды» 6.

Иона из Боббио (VII век), в своём житии святого Колумбана, писал: «Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)…» 7.

Англосак­сонский писатель Алкуин, современник Карла Великого, отмечал в своём письме: «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…» 8.

В датских летописях под именем «венды» обычно фигурируют полаб­ские славяне и поморяне, в частности, руяне, с которыми вёл войны дат­ский король Вальдемар I Великий.

На протяжении Средних веков немцы обобщённо именовали вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков): лужичан,
лютичей, ободритов, поморян
, а также иных славян современной запад­ной Польши. Историк и дипломат XVI века Сигизмунд фон Герберштейн писал, что немцы «называют всех, говорящих по–славянски, одинаково вендами, виндами или виндскими народами» 9.

Большое число слов с корнем –венд– встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен (могила), винденхайм (родина), виндишланд (земля вендов) и т.д. Па­вел Шафарик в книге «Славянские древности» приводит свыше 60 таких наименований, почерпнутых им из старинных источников и современной ему немецкой географической номенклатуры 10. В позднем Средневековье слово «Венд» часто выполняло функцию фамилии жителей германских го­сударств Заэльбья славянского происхождения.

М.В.Ломоносов в своих исторических исследованиях особо выделял сла­вян вендов 11. Он же полагал призванных на Русь летописных варягов балтийскими славянам и по поводу Рюрика писал: «Рурик с братьями был сродственник князям славенским и для того в Россию призван на владение…» 12.

Выдающийся чешский археолог и этнограф Любор Нидерле был ре­шительным сторонником отождествления славян и венедов: «Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во–первых, их места обитания в I–II веках н.э. совпадают с местами обитания славян в VI веке. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во–вторых, и это очень важный довод, — наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноимённых немецких деревень, обозначались в отличие от них windich или wendich». 13

Известный русский историк и филолог А.Ф.Гильфердинг писал: «До сих пор в народной речи немцев, славянин, в общем племенном смысле, слывёт
вендом или виндом, и это имя встречается в бесчисленных названиях мест-
ных, в бесчисленных памятниках исторических, по всей западной границе
славянского племени, где оно соприкасается или соприкасалось с германским,
от Балтийского моря до Адриатического. В старинных памятниках, кроме
слова венд или винд, находим также венед или винид»
14. Он же отмечает,
что греки
«…не выговаривают звука в и обращали его, в начале слова, в простое придыхание, либо вовсе опускали. И действительно, в известиях грече
ских, славяне, обитавшие в странах к северу от Чёрного моря, означаются
именем:
анты, а на среднем Дунае, также как и в разных других местах,
греческими писателями упоминается народ
энтов. Анты, энеты — это
ничто иное, как греческая форма выговора вместо ванты и венеты»
15.

Заметим, что в Германии это название сохранилось в употреблении до
наших дней. В настоящее время
вендами современные немцы называют
лужичан — потомков коренного славянского населения Германии, и иногда кашубов — потомков поморян.

1 Плиний. Естественная история, IV, 13, 97.
2
Тацит. Германия, 46.
3
Птолемей. География, III, 5, 7; III, 5, 1.
4
«Itineraria Romana» Romisch Reisewege an der Hand der Tabula Peutingeriana
dargestellt von Konrad Miller
, VII. Stuttgart 1916, S. 115–116.
5
Иордан. О происхождении и деяниях гетов, 119.
6
Fredegarii. Et aliorum chronica. Vitae sanctorum // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Merovingicarum. — Hannoverae, 1888. P. 144, 154.; Свод древ­нейших письменных известий о славянах. — М., 1995. Т. II. (VII–IX вв.). С. 367–369.
7
Ionae. Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis // Monumenta Germaniae
historica. Scriptores rerum Germanicarum. — Hannoverae et Lipsiae, 1905. P. 216.;
Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. Т. II. (VII–
IX вв.). С. 361.
8
Monumenta Alcuiniana // Bibliotheca rerum Germanicarum. — Berolini, 1873.
P. 166–167.;
Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. Т. II.
(VII–IX вв.). С. 462.
9
Герберштейн С. Записки о Московии. — М., 1988. С. 58, 60.
10
Шафарик П.И. Славянские древности. — М., 1837. Т. I. Кн. I. С. 149.
11
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 6. — М.–Л., 1952. С. 33–34, 36, 55, 65–66.
12
Ломоносов М.В. Замечания на диссертацию Г.–Ф. Миллера «Происхождение име­ни и народа российского». // Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. — М., 1989. С. 237.
13
Нидерле Л. Славянские древности. — М., 2010. С. 38–39.
14
Гильфердинг А.Ф. Древнейший период истории славян // Вестник Европы. —
СПб., 1868. Т. V. Кн. 9. С. 154.
15
Гильфердинг А.Ф. Указ. соч. С. 155.

#5. Латышско–русское языковое единство

#7. Можно ли говорить о родстве балтийских славян и современных русских?

Продолжение следует