Длительный период славянской истории характерен тесными контактами с кельтами. Как известно, кельты внесли исключительный вклад в европейскую культуру. Они владели технологи ей закаливания, сварки железа и стали, а их кузнечный инструментарий насчитывал более 70 видов. Кельтский мир знал плужные лемехи, бороны, косы, топоры, пилы, молотки, напильники, свёрла, ножницы и др. Кельтам Европа обязана дверными замка ми и ключами. В изготовлении глиняной посуды они добились технического совершенства. Кельтские ремесленники достигли больших успехов в деревообработке, в ювелирном искусстве.
Около 400 года до н.э. на чинается мощная экспансия кельтов. Из рейнских и верхнедунайских земель они устремились на восток. Уже к середине IV века кельты освоили Среднее Подунавье, а в следующем столетии вторглись на Балканы. В первой половине III века до н.э. кельты осели в Нижнем Подунавье. В процессе расселения они легко смешивались с местным населением 1.
Необходимо отметить, что кельтская цивилизация была полиэтничной. В её ареал входило немало как германских, так и славянских племён — отсюда эта бесконечная путаница с определением их принадлежности к тому или иному народу 2.
Во II веке до н.э. кельты преодолели Карпаты и разделились. Одни из них продвинулись в Силезию, другие поселились в верхнем течении Вислы, среди проживавшего здесь славянского населения (культура подклёшевых погребений). Археолог В.В.Седов констатирует: «Так начался период активного кельто–славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян» 3.
Культура подклёшевых (абажурных, колокольчатых) погребений —
археологическая культура железного века. Сложилась на рубеже V–IV веков
до н.э. в бассейне Вислы, когда возник особый похоронный обычай: остатки
трупосожжений стали накрывать большим колоколовидным сосудом — «клёшем». Так формировалась единая культура подклёшевых погребений, получившая название по распространённому на могильниках ритуалу 4. Носители этой культуры считаются самыми ранними славянами. От подклёшевых погребений удаётся проследить преемственность в развитии вплоть до предметов славянской материальной культуры конца 1-го тысячелетия н.э.
Мощное кельтское воздействие привело к тому, что культура подклёшевых погребений трансформируется в новую, получившую в археологии
название пшеворской.
Пшеворская культура — археологическая культура железного века
(II век до н.э. — IV век), распространённая на территории южной и централь ной Польши. Названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), возле которого были найдены первые артефакты.
Постепенно эта славяно-кельтская культура охватила обширные территории. Со временем кельты сменили свойственный им обряд трупоположения на славянский: кремацию усопших.
Пшеворские могильники бескурганные, и остатки трупосожжений ссыпались непосредственно в могильные ямы, либо помещались туда в глиняных урнах. С кельтскими ритуалами связан наблюдаемый в пшеворской культуре обычай сгибания загробных даров, прежде всего мечей и другого оружия 5.
Некоторые элементы керамики пшеворской культуры наследуют местные традиции, а своеобразный облик ей придаёт глиняная посуда, откровенно подражающая кельтской. Под кельтским влиянием в пшеворской среде распространяются особые фибулы, орудия труда ремесленников, новые типы вооружения и предметы быта. Кузнечное дело развивало традиции металлообработки кельтов. Кельтское влияние проявляется не только в материальной, но и в духовной сфере. Его следы проявляются в языческих культовых постройках. Благодаря кельтам население, проживавшее в этих местах, стало именоваться вендами.
Этноним венеты (венеды, энеты) обычен для всей обширной области
кельтского расселения. Кроме побережья Адриатики, Прикарпатья и Прибалтики он известен также в северной Франции. Именно с этим кельтским
морским племенем Юлию Цезарю пришлось выдержать трудную борьбу 6.
Часть венетов Арморики после их разгрома римскими войсками мигрировала на Балтику к своим сородичам. Именно в ту эпоху в Балтийском регионе появляются корабли с клинкерной обшивкой, а поскольку арморийские венеты были умелыми мореходами и кораблестроителями, данное новшество могло иметь к ним самое непосредственное отношение.
Исследователь С.В.Цветков, много лет изучавший влияние кельтов на славянство, прорабатывал отдельные вопросы взаимовлияния и проникновения их культур, многократно бывал в местах обитания современных потомков кельтов — Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Корнуолле, Бретани, вёл обширную переписку с зарубежными специалистами по кельтской культуре. Он собирал многочисленные факты славяно–кельтских схождений, возникших в ходе почти тысячелетнего совместного проживания этих народов на просторах Европы, писал о влиянии кельтской культуры на обычаи, уклад и верования славян. Учёный особо отмечал: «B XIX в. у французов, немцев стали в моде кельты. Как найдут кельтский след — начинают увлечённо исследовать. И тут же рядом находят следы славян. И тут их интерес угасает, и они свои исследования бросают, а находки (было и такое!) обратно закапывают…» 7.
1 Хенсель В. Венеты и их связь с населением Северной Италии и Польши // Древности славян и Руси. — М., 1988. С. 156–159.
2 Цветков С.В. Кельты и славяне. — СПб., 2005. С. 45.
3 Седов В.В. Славяне. — М., 2002. С. 79–80.
4 Кostrzеwski J. Od mesolitu do okresu wędrówek ludów. Prehistoria ziem polskich.
Kraków, 1939/1948, s. 296–298; Коstrzеwski J., Сhmiеlеwski W., Jаżdżеwski К. Pradzieje Polski. Wrocław–Warszawa–Kraków, 1965, s. 234–236.
5 Седов В.В. Указ. соч. С. 88–91.
6 Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов // Гедеонов С.А. Варяги и Русь.
В 2–х ч. 2–е изд. — М., 2004. С. 585–587.
7 Настенко И.А. Вместо послесловия // Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. — М.: Русская панорама; СПб.,: РБИЦ Блиц, 2013. С. 669.
#2. Есть ли какая-либо связь между венетами кельтами, и балтийскими славянами-вендами?
#4. Насколько родственны друг другу русский и латышский языки?
Продолжение следует