Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Если семья заходит в терапию с "детского" запроса.

Если ты семейный психолог, то запросы про детей приходится слышать очень часто. Точнее, сначала жалобы на то, что с ребенком (его состоянием, поведением, здоровьем, настроением, учебой, общением) что-то не в порядке.

Возникает вопрос: с кем в таком случае будет лучше всего работать? Какой состав пригласить на консультацию?

Кажется, что проще всего взять в работу ребенка. Дети очень отзывчивы к игровой терапии. И есть данные о том, что игровая терапия, даже если работа с родителями совсем не велась, все равно приносит пользу и эффект. Ребенок лучше знакомится с самим собой и обучается лучшей саморегуляции, становится более зрелым.

Пригласил родителей на установочную сессию, выслушал, а дальше пусть ходит ребенок. А родителей, время от времени, можно приглашать на промежуточные сессии. Можно? В общем, да, можно.

Когда я училась на семейного психолога, одна из моих учителей говорила: "Я не работаю с детьми". Подразумевалось, что работает с родителями, так как запрос про детей может быть решен через работу с родителями.

В основе - идея о том, что любые проблемы у детей (или с детьми) всегда выражают проблемы семьи в целом. А также являются маркером того, что между супругами не все ладно.

Так работать тоже вполне можно. Здесь будет два основных фокуса внимания: отношения в паре (мужчина и женщина) и родительство (каждого по отдельности и обоих вместе).

Есть еще третий вариант. Лично мне, как семейному психологу, он нравится больше всего. Пригласить на первую встречу всю семью: родителей и детей. Всех детей, а не только того ребенка, по поводу которого родители решили записаться к психологу.

И далее с таким составом какое-то время и работать.

Почему я выбираю чаще всего именно этот формат? По двум главным причинам.

Каждый дополнительный член семьи на сессии в разы увеличивает количество информации о семье. Более того, каждый дополнительный член семьи полностью меняет картину восприятия этой семьи. Поэтому - пусть приходят сразу все.

Не говоря уже о том, что именно дети бывают максимально информативны.

Вторая причина: пара должна дозреть до терапии вдвоем.

Те пары, которые дозрели и имеют внутренние ресурсы, они сразу жалуются на свои отношения и сразу готовы ходить вдвоем.

Если семья заходит с "детского" запроса, значит у пары супругов (родителей) ресурса быть в терапии вдвоем еще не достаточно. Нужен кто-то третий. Или третий и четвертый. Кто-то, кто может быть посредником, амортизатором, отвлекалочкой внимания.

Как родители используют детей для снятия напряжения в паре и для коммуникации достаточно быстро станет видно на сессиях.

Мне, как семейному психологу, уже на первой встрече может быть ясно, что детей стоит оставить в покое и нужно работать лишь со взрослой частью семьи.

Но к этому не готова сама семья.

Тогда на первом этапе работы ходят все вместе. Основные темы будут про родительство, про налаживание общения и взаимодействия родителей и детей.

Через какое-то время пара почувствует, что они готовы оказаться в терапевтическом пространстве вдвоем. Есть силы и ресурсы.

Иногда такой переход случается плавно. Всем, а не только психологу, становится очевидно, что дети могут быть "отпущены" заниматься своими детскими делами.

Иногда улучшение ситуации с родительством приводит к тому, что семья завершает терапию. Какое-то время живет, а затем снова обращается. Но в этот раз от семьи идет посыл: "А можно мы в этот раз вдвоем к вам придем? Без детей?"

Конечно, можно!

Автор: Глушаева Ольга Сергеевна
Психолог, Семейный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru