Найти тему
Погранец на стройке

Воспоминания советского пограничника о службе в ММГ в Афганистане

Сержант Иван Костюк, награжден медалями "За отличие в охране государственной границы СССР", "От благодарного афганского народа".
Уроженец Тернопольской области УССР. В 1988 г. призван на службу в Пограничные войска КГБ СССР. "Учебку" проходил в городе Багратионовск-1 Калининградской области. После окончания учебы изъявил желание проходить дальнейшую службу в Краснознаменном Среднеазиатском Пограничном Округе (КСАПО). Изначально предполагал, что будет проходить службу на пограничной заставе, но по прибытию в Душанбе, был сразу, вертолетным бортом переправлен на территорию Афганистана.

И. Костюк, сержант ПВ КГБ СССР. СССР, 1988 год
И. Костюк, сержант ПВ КГБ СССР. СССР, 1988 год

Из воспоминаний И. Костюка:
Еще из вертолета я увидел интересную картину. Поле, а на нем много "гробов", как на кладбище. Оказалось, что это наши войска, включая всю технику, находятся в землянках. Высаживать с почестями нас никто не собирался, нужно было спрыгивать с вертолета, зависшего на высоте около двух метров. Пришлось прыгать. Первая фраза, которую я услышал на землях Афганистана, была: "Духи прилетели!" В тот же день начались расспросы о жизни в Советском Союзе, о том, что нового происходило на Родине. Так началась служба. Никаких притеснений со стороны старослужащих я не испытывал. Старослужащие давали советы: не высовываться, одному никуда не ходить, в группе каждый должен был прикрывать другого и т.д.

Свою боевую службу в Афганистане Костюк начал в ММГ-1 в/ч 2066 (Пянджский пограничный отряд)

Из воспоминаний И. Костюка:
Служба оказалась нелегкой, но в то же время интересной. Мы попали в приграничный город Шерхан-Бандар. Свободного времени практически не было, всё время что-то делали. После прошедших операций застава занималась боевой и политической подготовкой, инженерным оборудованием позиций, обслуживанием техники и благоустройством подразделения. Постоянно чистили оружие, да и вообще, с оружием мы практически никогда не расставались - ели, отдыхали, спали – всегда вместе с автоматом. В первые месяцы службы я, от волнения, перевернул машину, когда заезжал в окоп. Вместо тормоза, нажал на газ. К счастью, никаких последствий не было. Еще: сижу в окопе. Со всех сторон начинают стрелять. Я высовываюсь из окопа и начинаю вести ответный огонь. Вдруг сзади я получаю удар по голове и отключаюсь ненадолго. Когда я очухался, то старослужащий, который меня ударил, сказал, чтобы больше я так не делал, а иначе пулю в лоб получу. Чтобы родители не переживали, что я служу в Афганистане, я решил скрыть от них этот факт, поэтому домой про это ничего не писал. Да и вообще писал очень редко. Постоянного места пребывания у нас не было, сегодня находился в одном месте, а завтра уже в другом.

Группа у нас была небольшая, 10 человек. Нам часто приходилось сотрудничать с "языками", т.е. с афганцами, которые обеспечивали нас информацией о местах нахождения противника, о засадах и т.п. В очередной раз, когда мы стояли на точке, пришли "языки". Я стоял на охране землянки и поэтому разговора не слышал. Но во время их беседы произошел конфликт, завязалась драка, в результате которой одного из сослуживцев убили лопатой.

Во время одной из боевых операций в горах, группа оставила на прикрытии Игоря Тортина (Владимирская область, город Ковров). Мы ушли дальше, а он остался нас прикрывать. Когда он увидел душмана на горе, то решил, что сам справится и возьмет его в плен, и никому не сообщив, побежал за ним. Когда он уже почти его настиг, раздалась автоматная очередь - второй "дух" застрелил его в спину.

Во время боевой операции мы увидели очень страшную картину. Возле школы, у всех на виду, проходил расстрел трех девушек душманами, за то, что они сняли паранджу в общественном месте. У нас был приказ не останавливаться, и поэтому мы ничего не предприняв, проехали мимо.

15 февраля 1989 года наше подразделение вышло за границы Афганистана. Мы заехали в часть, расположенную на нашей территории. Провели одну ночь в тепле, уюте, а утром 16 февраля нас опять отправили в Афганистан на прикрытие государственной границы с их стороны. Затем меня отправили служить в Старогорье на только что открывшуюся заставу Московского пограничного отряда, там меня перевели на другую заставу, где я уже и дослуживал до "дембеля". Отслужил ровно два года: в субботу ушел, в понедельник пришел.

Источник информации: От солдата до генерала. Академия исторических наук. Том 15., 2011

В оформлении использованы фотографии: От солдата до генерала; sherhan.ucoz.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!