– Ну, какого чёрта он молчал?!
Или:
– Он что, думал, я ему поверю?
С небольшими вариациями эти фразы чуть ли не каждый день повторяются врачами на утренних планëрках. В ординаторских за закрытыми дверями, конечно, ещё и не то можно услышать. Но подобное – стабильно. Иногда в гораздо более жёстких выражениях.
С врачом, как со священником – выкладывать всё, словно на исповеди. Этому правилу пациенты следуют примерно никогда. Между тем утаивание маленьких, но таких важных деталей, порой могут стоить человеку жизни.
Хорошо, пусть не утаивание, а "я просто забыл" или "не думал, что это важно".
Важно, ребят, очень важно. Вы даже не представляете, какое огромное значение имеют эти "мелочи" и "скелеты в шкафу". Ведь пока врач занимается расследованием, вытаскивая из пациента словно клещами новые подробности и неважности, бесценное время утекает как вода сквозь пальцы.
Помните эксцентричного доктора Хауса?
В одной из серий он выдал потрясающую тираду: "Врут все. Среднестатистический человек лжёт минимум четыре раза в день. Продолжишь врать, умрëшь". Может, не дословно, зато очень жизненно.
Мужчина лет 70, инфаркт. На третий день проговаривается, что практически не мочится, совсем мало. При этом температурит. Давление не держит. Доктор перебирает всё возможные заболевания. Назначает тонну анализов и обследований.
На пятый день пациент наконец-то признаëтся, что у него системное заболевание. До госпитализации он продолжительное время принимал глюкокортикоиды (с начала госпитализации он их не принимает, отсюда синдром отмены).
Последние пару месяцев был сильнейший болевой синдром, он ежедневно принимал обезболивающие из группы НПВС. По 4-5 таблеток ежедневно.
На шестой день выясняется, что проблемы с мочеиспусканием не впервые и что-то подобное уже было, "уролог смотрел, чего-то говорил, что именно я не помню". Диапазон диагнозов – от ХБП на фоне основного заболевания и НПВС-ассоцированной нефропатии до острой задержки мочи на фоне какой-нибудь аденомы простаты. И если бы врач знал это всё при поступлении, он бы не назначал кровь на хантавирусы и не подозревал контраст-индуцированную нефропатию после коронарографии и стентирования коронарных сосудов.
На вопрос лечащего врача, "почему сразу всё не рассказал?" последовал ожидаемый ответ: "а что надо было? вы же сердце лечите, а не суставы". Так и подмывает сказать: а давайте мы сами будем решать, что нам надо?
Врачи не экстрасенсы и не видят вас насквозь. Можно бесконечно играть с пациентом в угадайку и выпытайку. Но надо ли?
Итак, раскладываю по пунктам, что вы должны сказать врачу.
Жалобы
Какие, когда начались, как менялись и развивались. Перечислить все симптомы с подробной характеристикой.
Если боль, то какая она, где локализована, перемещалась ли, чем сопровождалась, что приносило облегчение. Если рвота, то сколько раз и с каким интервалом, цвет, примеси. То же и со стулом, особенно у детей. И так далее.
История заболевания
Когда началось, как протекало, впервые ли. Какие симптомы были сначала, какие присоединялись позже и в какой последовательности.
История жизни
Здесь посложнее. Врач будет задавать уточняющие вопросы, главное, отвечайте правдиво. Поверьте, не просто так доктор спрашивает про книги и домашнюю плесень, и про то, бьёте ли вы детей, кричите ли на соседей и как именно предаётесь любви со второй половинкой. Каждый вопрос преследует конкретную цель и в конечном итоге помогает поставить верный диагноз. Даже вопрос о начале половой жизни, на который довольно часто, задаётся с целью определения конкретных рисков.
Гемоконтактные заболевания
– гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция. Да, вы имеете право на приватность и врачебную тайну. Но ваши личные границы и свобода заканчиваются там, где начинается безопасность других. А это как раз такая история.
Вредные привычки
По этому пункту врут чаще всего, особенно родственники пациента. Да вы что! Да как вы могли подумать! Да он у нас сущий ангел! А у ангела в крови опиоидов больше, чем собственно крови.
Чем быстрее врачи поймут, что с вами, тем эффективнее будет их помощь. Они, конечно, возьмут кровь на токсикологию и узнают, всё, что пациент принял и употребил. Но это будет дней через 7-10, не раньше. За это время в организме могут произойти необратимые изменения. Если вообще останется, где и чему происходить.
Люди врут все и всегда, не врут лишь цифры. Грубо говоря, по результатам УЗИ печени врач всё равно поймёт, выпиваете ли вы ежедневно или раз в месяц, а по рентгену лëгких – дымите ли вы как паровоз последние лет двадцать.
Как говорят наши реаниматологи: вы можете бесконечно врать, что вы в рот неделю не брали, но если мы видим провалившуюся глюкозу и декомпенсированный метаболический ацидоз, мы понимаем, что путешествие по зелёной долине вы закончили не далее как сегодня утром. А если при этом ещё и печёночные трансаминазы повышены, то вы явно опытный путешественник. И конец вашего пути не за горами, если вы продолжите врать.
Рано или поздно мы всё равно всё узнаем. Так какой смысл пытаться выставить себя в лучшем свете? Ведь вы не на конкурсе истинных праведников. Вы на приёме у врача.
Поехали дальше.
Препараты, которые вы принимали
Какие, в какой дозировке, сколько раз в день, сколько дней. Была ли какая-то реакция на препараты. Был ли эффект. Сколько времени прошло с момента последнего приёма.
Перечисляете всё, вплоть до витаминов и БАДов. "Незначительные" вроде активированного угля, ферментов и обезболивающих тоже. И про противозачаточные тоже нужно упомянуть, если вы их принимаете. Риск тромбообразования при их приёме существенно повышается.
Про травки тоже не забудьте – зачастую им вообще не придают никакого значения, а зря.
Отдельно проговорите про аллергию или непереносимость. Про пищевую тоже. Почему это важно? Например, при аллергии на рыбу запрещено введение протамина – антидота гепарина, препарата, разжижающего кровь.
Одному нашему пациенту отменили плановую операцию на сердце из-за непереносимости рыбы, потому что введение протамина при этом виде оперативного вмешательства неизбежно. Причём отменили накануне операции, ибо о том, что он даёт анафилактический шок даже на рыбный запах, он соизволил сообщить только анестезиологу. Почему не рассказал лечащему врачу и всем до него – загадка. Да он и анестезиологу не сказал бы, если бы тот не спросил его об этом. Повезло мужику с грамотным и опытным богом наркоза и эпидуралки. В следующий раз может и не повести.
Результаты предыдущих анализов и обследований
Распечатать и в папку. Либо в хронологической последовательности. Либо по видам анализов/обследований. Отдельно бланки осмотров другими специалистами. Такая систематизация здорово сэкономит время врачу. Хуже нет копаться в толстой пачке всевозможных протоколов и заключений.
В медицине не бывает мелочей, в ней очень важны детали. Пожалуйста, не утаивайте и не лгите. Сложно говорить врачу, да ещё и противоположного пола? Расскажите медсестре и попросите передать врачу. Сложно сказать? Напишите.
Все мы люди, все мы человеки. Порой и вправду сложно переступить барьер откровенности. Но нужно. Дайте врачу шанс помочь вам. Дайте врачу возможность спасти ваше здоровье. Оно того стоит.