У древних все имена со смыслом. Ифигения значит Сильная, или Рожденная сильной. Каково это, быть сильной? И кому это надо.
***
Здесь звук, вокал, свет и сценография так совершенны, что смыслы - что здесь и сейчас на картинке экрана (сцены) - уже и не важны. Ты их потом догонишь. Я кое-что «догнала» после второго прослушивания. И после краткого прочтения Мифов Древней Греции.
Поют здесь на французском, титры идут на французском… Где взять французский? А мифы и легенды древней Греции? Там столько переплетений и имен… Тут каждый зритель сам. Как уж получится. Но этот оперный эксперимент 2024 года того стоит - труда зрительского.
В один вечер на сцене в Экс-ан-Провансе идут две Ифигении Глюка. В off line это действо на 5,5 часов. В on line - покороче, все-таки без антрактов.
Святые люди - организаторы и спонсоры фестиваля - выложили нашумевшую новинку сезона в свободный прокат. Тут только малое твое желание (см. комментарии) - и ты в Эксе, или в Элладе?
Кажется, так еще никто не ставил эти оперы - подряд, в один вечер. Да и сам Глюк не задумывал свои оперы как диптих. Так что перед нами фестивальный эксперимент по Глюку в чистом виде. Первым экспериментатором над зрителем по «выдерживанию» страстей на сцене (до шести часов за день) был Лев Додин с его коронными спектаклями по Федору Абрамову. И тут - опять русские пришли: наш Дмитрий Черняков в Экс-ан-Провансе, Франция 2024.
«Его» Ифигении («Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде») нынешнего сезона - это пятидесятая по счету оперная постановка режиссера. Юбилейная цифра обязывает? А то!
…И это надо было еще найти солистку, что согласится петь пять часов (!) полную страстей титульную партию героини, с разрывом во времени и в пространстве в 20 лет! Нашли. В Америке - американское сопрано Коринн Винтерс (Corinne Winters). Идеальное сопрано. Знаете, какое имя ей дали критики? «Совершенная ненормальность»! Потому что так сочетать вокал и драматургию на сцене могут далеко не все оперные дивы. Только аномальные. Аномально талантливые. Встречайте.
…А на кону стоит Троя. Все в ожидании трагедии, в ожидании войны. Аннушка уже пролила масло. Парис увел Елену. Агамемнон воинственен и готов к походу. Корабли только вот не могут тронуться с места - ветра нет… Разгневалась Артемида, потому что обидели ее, жертвы теперь требует от людей.
Боги спорят на Олимпе, оракулы вещают, жрецы интерпретируют, народ жаждет крови (или победы?), воины готовы к игре в свою рулетку.
Троя до войны. И Авлида. «Ифигения в Авлиде». Это опера раз.
И Троя после войны… И Таврида. «Ифигения в Тавриде». Это опера два.
Судьба девушки, готовой к жертве во имя побед родной Эллады. Девочка по имени Сильная… Ее так воспитали.
«Ослушаться отца, чтобы остаться жить,
И навсегда позор тем самым заслужить?
Презреть дочерний долг, отцовские седины?..»
(«Ифигения». Жан Батист Расин)
Десять лет осады, штурмов Трои. Жизни, судьбы, смерти тысяч и тысяч… Не боги, люди творят историю. И «творения» их бывают чудовищны.
Одна опера К. Глюка как предтеча другой. Так легче передать и осмыслить жизнь и судьбы героев - до и после войны.
Дмитрий Черняков сосредоточился здесь на психологии. Это взгляд современника на греческую трагедию. Попытка понять и наше вчера и сегодня.
***
Расчеловечивание (или массовый психоз?) - сцена похорон Ифигении-жертвы. Ключевая сцена. Как это похоже на съемку «офигенного контента» для Инстаграм - все на продажу, картинка - главное… Пострадавших нет? Даже храбрый (в нежно розовом) Ахилл ( Alasdair Kent ) танцует. И мать… Все безумны.
Всех потом не станет. Канут в Лету.
…Двадцать лет спустя. Осколки былой благополучной семьи… Потом. В Тавриде. Где тайное становится явным.
Что же осталось после той чудовищно-длинной войны? Что было с людьми? Амок? Чем пришлось поступиться? На микроуровне? На макро?.. Или только миф? Не миф…
…И Ифигения - трогательная, жертвенная, умная девочка в начале, ее осознанная высокая «жертва». И жертва ее родителей (во имя высших смыслов, разумеется), во имя славы их народа.
…И Ифигения потом. Потом, когда «цена вопроса» уже может быть выставлена на зрительский аукцион, на суд истории. Потом всегда судей и праведников больше. Только вот разрушено ВСЕ (потому и нет стен в доме Ифигении в этом «потом»…). Разрушена ЕЁ жизнь.
…Так был ли высший «прок» во всем этом кошмаре? Кто ответит? Вот и История молчит с выводами и назиданиями. Ответы у каждого будут индивидуальные. Закон развития человечества?
Кому же все это тогда надо? Кто за сценой? Бенефициары кто?
- Ифигения? «И дева на алтарь взошла, За всю прекрасную Элладу, Жизнь молодую отдала…» (прим.: отдала бы, если б не Артемида (она же Диана), вмешавшаяся в судьбу девы и перенесшая ту в мир иной, то есть в Тавриду. Иначе бы и второй оперы у Глюка не было, об Ифигении уже седой, бесцветной, бессмертной и ученой жизнью... И все еще Сильной.)
- Троянцы? «Домой троянцы возвратились, А жёны их уже давно, Других героев полюбили, И те троянцев истребили…»
- Агамемнон? Герой Эллады - «Зарезан был женой во сне. Тогда Орест зарезал мать…»
Тут точно бенефициаров нет. И да, Орест - младший брат Ифигении. Встретились они «по случаю» через два десятка лет в Тавриде.
(Стихотворные цитаты на тему - из Таврической легенды Анатолия Чигалейчика. Цитаты поэтические сильно проясняют замысловатый сюжет греческих мифов.)
Как-то так получается. Неоднозначно все? Неоднозначно…
Так, а бенефициары?.. Не забыть бы вопрос. Они, однако, на сцене сильно не засветились. Пророки, жрецы, посланцы богов, серые кардиналы - все как бы тут, но не выпячивают себя для исторических проклятий. У них своя жизнь, невидимая широкой публике.
В жизни реальной все так же - бенефициары часто в тени.
И не учит человечество уроков своей цивилизации. Вот и крутится все то же колесо: до, после…
***
А еще была музыка. Это барокко от Кристофа Глюка.
Во-первых, это просто очень красивая сложная музыка, из академического прошлого. Это гармония совершенная. Во-вторых, это прекрасный, натренированный на разные режиссерские штучки (замыслы, конечно) оркестр. Оркестр под руководством рыжеволосой гениальной (бестии) француженки Эмманюэль Аим (род. 1962 г.). Великолепна. Она и ее руки, ее оркестр. Ее голова рыжим факелом поднималась из оркестровой ямы.
И этот чарующий непрерывный вокал. Он полон страстей, драматургии (а драматургии в этой опере по Чернякову позавидует большой драматический театр). Совершенная красота густых уверенных человеческих голосов. Оперная мировая элита поет.
Соработником по этой выдающейся постановке Дмитрия Чернякова был гений по свету Глеб Фильштинский. Команда первых в Провансе.
А зрителям-то счастье.
***
Страсти на сцене. Страсти в жизни. Не утонуть бы в стихии…
И этот Эзопов язык-тайнопись. Тоже не вчера изобрели? Была, знать, и раньше в нем необходимость: поговорить о том, что волнует и страшит одновременно. Эх…
Вечные трагедии забывчивого человека. Не только в Греции.
«Величие души нам без труда дается,
Когда чужая кровь, а не родная льется!» («Ифигения». Жан Батист Расин)
А ребусы люблю. «Кто мне поручится, что верно понят он?»
Правильно, никто. Но я пыталась, честно.
©️ Мила Тонбо 2024
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (и киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная».