Найти тему
КОСМОС

Охотники на мамонтов ледникового периода, создавшие первую в мире керамику

Оглавление
Самая ранняя керамика была найдена на археологических раскопках Дольни Вестонице и Павлов в Моравии, Чехия. Источник: Mihael Budja (2016).
Самая ранняя керамика была найдена на археологических раскопках Дольни Вестонице и Павлов в Моравии, Чехия. Источник: Mihael Budja (2016).

Примерно 28 000 лет назад маленькая девочка и ее семья сидели у костра возле ручья в Моравии, Чехия, когда завывал ветер. Собравшись вокруг тепла, они противостояли ледяной стуже и лепили из глины фигурки животных, которых встречали.

Скульптуры изображали в основном мегафауну, такую как шерстистый носорог, пещерные львы, медведи и мамонты. Также они лепили лис, сов и лошадей.

Одна фигурка особенно выделялась.

Это была крошечная безликая женская фигурка с огромной грудью, бедрами и животом. Ребенок взял ее и смотрел на нее с изумлением, пока родители не отобрали фигурку и не бросили в огонь.

13 июля 1925 года археологи под руководством Карела Абсолона раскопали участок Дольни Вестонице в Моравии. Они нашли фигурки животных и разбитую, фигуристую статуэтку, покрытую пеплом, рядом с очагом.

Это была не обычная находка.

Абсолон и его коллеги обнаружили самую раннюю в мире известную керамику, которую семья девочки сделала 28 000 лет назад. Они вскрыли первое постоянное человеческое поселение в Дольни Вестонице, существовавшее между 27 000 и 20 000 годами до нашей эры. Люди здесь не только пережили ледниковый период, но и процветали.

Эта находка оставила меня с большим количеством вопросов.

Как люди, борющиеся за выживание в ледниковом периоде, могли производить керамику задолго до изобретения гончарства? Была ли определенная группа людей, посвященная созданию такого искусства? Откуда они брали пищу, чтобы заниматься этим?

Чтобы найти ответы, мы должны узнать больше об этих загадочных людях, создавших керамику. Это были охотники на мамонтов ледникового периода, известные как граветтийцы. Давайте узнаем, кто они были и как искусство процветало в суровых условиях.

Кто такие граветтийцы?

Карта, показывающая места культуры граветтийцев в Европе. Источник: Janusz K. Kozłowski (2015)
Карта, показывающая места культуры граветтийцев в Европе. Источник: Janusz K. Kozłowski (2015)

Граветтийцы были охотниками-собирателями, жившими в Европе и России между 33 000 и 21 000 лет назад. Этот период называется Верхним палеолитом или Старым каменным веком.

Примерно 57 000 лет назад первые известные поселенцы прибыли в Европу. Они взаимодействовали и скрещивались с неандертальцами. Эти ранние Homo Sapiens известны как ранние европейские современные люди. Вы, возможно, знакомы с их популярным названием — кроманьонцы, в честь пещеры Кро-Маньон во Франции, где их впервые обнаружили.

Потомки кроманьонцев основали ауриньякскую культуру, первую широко распространенную археологическую технокомплекс. В археологии тип каменных орудий определяет технокомплекс. Хотя ни один из культурных объектов не был идентичен, в ауриньякский период, который длился от 43 000 до 28 000 лет назад, наблюдалась общая схожесть.

Граветтийцы ведут свое происхождение от ауриньякцев. Исследование 2023 года, включающее 356 геномов охотников-собирателей из 116 древних скелетов в 14 странах Центральной и Западной Евразии, показало, что граветтийцы были связаны с более ранними ауриньякцами. Исследователи также обнаружили, что граветтийцы Западной Европы были генетически отличны от граветтийцев Центральной и Южной Европы.

Ранее в этом году исследователи из Университета Бордо во Франции провели еще одно исследование и обнаружили, что в Евразии существовало девять отдельных культур в период граветтия. Хотя мы считаем граветтийцев одной группой, их культурные традиции были разнообразны.

Почему же их называют «граветтийцами»? Что у них было общего?

Каменные орудия из Дольни Вестонице. 8-12 — примеры заостренных лезвий, типичных для культуры граветтийцев.
Каменные орудия из Дольни Вестонице. 8-12 — примеры заостренных лезвий, типичных для культуры граветтийцев.

Термин «граветтийский» происходит от археологического участка Ла Граветт, где впервые в 1880 году были идентифицированы инструменты, типичные для этой культуры. По словам археолога Наташи Рейнольдс из Университета Бордо, граветтийская культура определяется как:

Термин «граветтийский» относится к среднему верхнему палеолиту, характеризующемуся систематическим производством заостренных каменных артефактов, включая граветтские точки, микрограветты и заостренные точки.

Что мы понимаем под «заостренными каменными артефактами», типичными для граветтийской культуры? Это технический термин для каменных лезвий с затупленным краем, который ранее был острым. Обычно у каменного лезвия два острых края. Затупление одного из них позволяет вставить лезвие в инструмент, что позволяет пользователю прилагать больше усилий к острому краю.

Затупление всегда выполняется на ранее остром крае.

Граветтские точки, найденные на археологическом участке Ла Граветт. Источник: Дон Хичкок, Карты Дона.
Граветтские точки, найденные на археологическом участке Ла Граветт. Источник: Дон Хичкок, Карты Дона.

Граветтийцы специализировались на заостренных лезвиях. Самым известным инструментом граветтийской эпохи является маленькое заостренное лезвие с тупым задником, известное как граветтская точка. Это замечательное изобретение помогло граветтийцам охотиться на мегафауну, что стало поворотным моментом в эволюции человека.

Что ели граветтийцы?

Охота на мамонтов. Источник: Петер Модлитба.
Охота на мамонтов. Источник: Петер Модлитба.

Когда мы думаем о ледниковом периоде, нам приходят на ум образы охотников, атакующих гигантских животных, таких как мамонты, бизоны и шерстистые носороги. Поп-культура создала образ доисторических людей как исключительно охотников на крупную дичь.

В то время как ученые были более скептичны. Я смотрел документальный фильм о граветтийцах, где показали трех голодающих людей, проходящих мимо мамонта, несмотря на наличие копий.

Мне это изображение показалось нереалистичным.

Люди граветтийской эпохи ели разнообразных животных, как хищников, так и травоядных. Мегафауна, такая как бизоны, мамонты, шерстистые носороги, медведи и пещерные львы, охотилась из-за их огромной калорийной ценности. Исследование, опубликованное в этом году, предполагает, что охота могла способствовать вымиранию мегафауны.

Почему же ученые в прошлом были скептичны?

Кости северных оленей, гиен, волков, лис и благородных оленей широко употреблялись в пищу и составляли большинство обнаруженных костей на археологических раскопках. В прибрежных районах люди ели моллюсков, рыбу и морских львов.

Однако останки животных не отражают того, что употреблялось в пищу регулярно. Например, один шерстистый мамонт дает до 3,6 миллиона калорий. Это означает, что многие люди могли потреблять мамонтов гораздо дольше без ежедневной охоты. Холодные погодные условия позволяли сохранять мясо без проблем.

Исследование, анализировавшее содержание азота в коллагене костей человеческих останков на археологическом участке Бурая-Кая в Крыму, показало, что мясо мамонта было основным источником белка.

Анализ коллагена костей выявил различные животные, потребляемые в Бурая-Кая. Мамонт был основным источником белка. Источник: Drucker et. al 2017
Анализ коллагена костей выявил различные животные, потребляемые в Бурая-Кая. Мамонт был основным источником белка. Источник: Drucker et. al 2017

Охота не была единственным средством существования. В Дольни Вестонице и Павлове (другой археологический участок в Моравии) были найдены инструменты для измельчения. Археологи изучили зубной камень с человеческих останков на этих участках и обнаружили, что граветтийцы ели крахмал и клетчатку. Растения также были частью их рациона.

Почему нам нужно знать, что ели граветтийцы?

Несмотря на суровые условия ледникового периода, охота на мегафауну, в частности, обеспечивала продовольственную безопасность. Это позволяло людям строить постоянные поселения, заниматься искусством, вести дальнюю торговлю и проводить сложные захоронения. Мы видим, что зарождаются первые элементы цивилизации, которые расцвели спустя тысячи лет после окончания ледникового периода.

Одним из таких элементов является искусство.

Знаменитые фигурки Венеры — самые известные художественные произведения граветтийской эпохи.

Фигурки Венеры

Венера из Дольни Вестонице, датированная 29 000–25 000 годами до нашей эры. Источник: Wikimedia
Венера из Дольни Вестонице, датированная 29 000–25 000 годами до нашей эры. Источник: Wikimedia

Первую женскую фигурку граветтийской эпохи обнаружил Поль Юро в Ложер-Бас, Франция, в 1864 году. Он назвал ее Венера непристойная, что означает «нескромная Венера» и относится к римской богине плодородия. Термин «Венера» прижился, и эти артефакты ледникового периода стали называться «фигурками Венеры».

Археологи обнаружили 200 фигурок Венеры по всей Евразии, датируемых 40 000–10 000 годами до нашей эры. Хотя граветтийцы не были первыми, кто их создавал, большинство найденных фигурок принадлежит именно к граветтийской эпохе.

Большинство фигурок Венеры были сделаны из бивня мамонта. Они преувеличивают женское тело, изображая огромную грудь, бедра, живот, гениталии и ягодицы.

Точная цель фигурок Венеры неизвестна, но исследователи предложили несколько теорий. Археологи XIX века предполагали, что фигурки представляли собой откровенное палеолитическое искусство. Однако в XX веке такие объяснения стали считаться мужененавистническими, и возникли другие гипотезы.

По одной из популярных теорий, эти статуэтки изображают богиню земли, изобилующую плодородием. Основная проблема с этой идеей заключается в том, что мы не знаем религиозных практик того времени, и изображения женского тела могли быть стилистическими, а не представляющими богиню земли. Обнаружение нескольких стройных фигурок поднимает возможность того, что граветтийцы также изображали девушек, еще не достигших возраста деторождения. Таким образом, связь фигурок Венеры с плодородием не является определенной.

Историк искусства Лерой Макдермотт предположил, что эти фигуры создавались беременными женщинами, смотрящими вниз на свои тела, что объясняет отсутствие лица и ног. Зеркала не были доступны; таким образом, фигурки служили саморефлексией. Это предположение было оспорено, поскольку женщины могли легко видеть свои отражения в водоемах в качестве замены зеркал.

В начале рассказа я упомянул ребенка, держащего Венеру из Дольни Вестонице. Томография 2004 года показала отпечаток пальца ребенка в возрасте от 7 до 15 лет, который держал фигурку до обжига в печи.

Могут ли эти фигурки быть амулетами, детскими игрушками или символами удачи?

Материал для самой известной фигурки Венеры, Венеры из Виллендорфа, найденной в Виллендорфе, Австрия, предоставляет ключ, подтверждающий эту теорию.

Венера из Виллендорфа была сделана из известняка, привезенного из Италии или Украины. Источник: Wikimedia
Венера из Виллендорфа была сделана из известняка, привезенного из Италии или Украины. Источник: Wikimedia

Исследование 2022 года показало, что Венера из Виллендорфа была сделана из известняка, привезенного либо из озера Града в Италии, либо с восточной Украины. Вероятность того, что материал был из Италии, выше из-за близости к Австрии. Независимо от места происхождения, это указывает на то, что материал преодолел сотни километров.

Мог ли предмет быть изготовлен в Италии и перенесен через Альпы в кармане в Австрию? Это одна из возможностей, и она подтверждает теорию о том, что фигурки Венеры могли быть амулетами или детскими игрушками.

Комплексное обсуждение фигурок и их интерпретации выходит за рамки этой истории и будет рассмотрено в будущем эссе.

Давайте узнаем больше о обществе, создавшем фигурки Венеры. Граветтийская культура была широко распространена, но участки Дольни Вестонице и Павлов дали наиболее значительные археологические материалы, поэтому мы рассмотрим эти субкультуры более подробно.

Первые постоянные поселения в истории

Жизнь в Дольни Вестонице авторства Джованни Казелли. Источник: Дон Хичкок, Карты Дона.
Жизнь в Дольни Вестонице авторства Джованни Казелли. Источник: Дон Хичкок, Карты Дона.

Социальные иерархии, постоянные жилища, искусство и ремесла, разделение труда — все это признаки оседлого общества. Археологи XX века предполагали, что эти изменения произошли только после первой сельскохозяйственной революции или неолитической революции.

Хотя земледелие стало значительным скачком в эволюции человека, многие аспекты оседлой жизни можно проследить до граветтийской эпохи, особенно в Дольни Вестонице, первом постоянном человеческом поселении.

Жилища в Дольни Вестонице были сделаны из костей мамонта, земли и древесины, а крыши, вероятно, покрывались шкурами животных. Ограда из костей животных окружала жилые постройки, в центре находился огромный костер.

Археологи обнаружили на участке две печи. Одна из них имела купол, покрывавший горящие угли. Это была печь для обжига глины, одна из первых печей, когда-либо созданных. Вокруг нее были найдены несколько сотен глиняных фигурок.

Резная из слоновой кости статуэтка женщины, возможно, шаманки, найденная в Дольни Вестонице. Источник: Wikimedia
Резная из слоновой кости статуэтка женщины, возможно, шаманки, найденная в Дольни Вестонице. Источник: Wikimedia

Одним из предметов, найденных в Дольни Вестонице, была резная из слоновой кости статуэтка женщины с шрамом на левой стороне лица, вероятно, вызванным деформацией. Ее лицо было перекошено на одну сторону.

Среди захоронений была могила женщины с частично парализованным лицом. Археологи полагают, что статуэтка изображала ту же женщину, найденную в захоронении. Она, вероятно, была видной фигурой в обществе, возможно, влиятельным шаманом.

Это изображение является первой известной скульптурой конкретного человека.

Раскопки в Дольни Вестонице выявили первые в мире сотканные ткани. На девяноста частицах глины были отпечатки плетеных нитей. Археологи также нашли доказательства плетения корзин и изготовления сетей в Павлове.

Похоронные традиции в Дольни Вестонице отражают растущие социальные иерархии. Захоронения предназначались для избранных лиц, возможно, самых влиятельных членов общества, таких как успешные охотники на крупную дичь или шаманы.

Одно необычное захоронение на участке представляет собой троих молодых мужчин в возрасте от 16 до 25 лет в близких объятиях. Центральный человек имел генетическое заболевание, из-за которого его ноги были согнуты. Эти люди, возможно, были родственниками, их завернули в сожженные еловые ветви, а таз центрального члена был посыпан красной охрой.

Тройное захоронение было странным и оставило ученых в замешательстве. Причина смерти еще не установлена. Тем не менее, это уникальное захоронение отражает социальные сложности того времени.

Большинство элементов граветтийской культуры исчезло 22 000 лет назад, хотя некоторые сохранились до 17 000 лет назад, ближе к последнему ледниковому максимуму. Культура Солютре во Франции и на Пиренейском полуострове и эпиграветтийская культура в Италии, на Балканах и в Восточной Европе сменили граветтийцев.

Генетические исследования показывают, что эпиграветтийцы отличались от граветтийцев. Однако культура Солютре продолжала традиции граветтийцев с более продвинутыми методами изготовления орудий.

Граветтийцы были замечательными людьми. В суровых условиях ледникового периода они представляли себе оседлую жизнь, строили постоянные жилища, чтобы согреться, и занимались керамикой и искусством. Они также производили одежду, корзины, сети и украшения и имели сложные погребальные практики.

Их попытки к оседлой жизни были запечатлены в человеческой памяти, когда охотники-собиратели будущих поколений начали разгадывать секреты цивилизации.

Когда ледниковый период закончился, мамонты исчезли из большинства регионов Европы и Северной Америки. Культуры, зависящие от них для пропитания и жилья, были вынуждены искать новые пути. Но это величественное животное удерживалось на небольшом острове в Сибири еще долгое время, даже после того как были построены пирамиды.