(""Весёлые" каникулы", Get the Gringo, 2012, США/Мексика)
Верится с трудом, но всего-навсего 12 лет назад...
Ну или как - "всего-навсего"...
Короче, в не столь отдаленном прошлом Мэл Гибсон ещё играл свои коронные образы в ярко-ироничных боевиках. А не так, как порой делает сегодня - лишь уныло присутствует "свадебным генералом" в никому не нужных "малобюджетках".
Хотя судьба режиссера ""Весёлых" каникул" (ну офигенная адаптация оригинального названия "Поймай Гринго"!) Адриана Грюнберга сложилась почти так же.
Дебютировав на заре 2010-х этой картиной, под их занавес он дорос аж до экранизации 5-й главы Рэмбических войн. Однако в 2020-х Грюнбергу тоже пришлось садиться на низкокалорийную диету из дешевых мутных хорроров и даже мексиканских сериалов. Так что есть шанс, что сегодня они с Мэлом где-нибудь в этом мелком болоте пересекутся. Правда, чую, снимут они уже не тот фильм, которому захочется петь дифирамбы, как "Get the Gringo".
Впрочем, режиссёром-дебютантом здесь Адриан был чисто формально. В действительности у него к тому времени уже имелся опыт работы помощником режиссёра. В том числе у Гибсона в "Апокалипсисе". И со сценаристом Грюнбергу повезло - им оказался, вы не поверите, снова Мэл Хаттонович Гибсон! У которого, похоже, давно свербела в голове мысль забацать сиквел своей "Расплаты", да только с авторскими правами там было наверняка всё сложно.
Зато в качестве её неофициального продолжения "Get the Gringo" выглядит, словно и впрямь родной отпрыск. Тем более имени этого героя Мэла, грабителя-налетчика, нам не скажут, и вы можете со своей стороны экрана называть его, как вам заблагорассудится.
Или так, как его все кличут в Мексике - Гринго.
По духу и стилю история Гибсона/Грюнберга тоже один-в-один "Расплата". То есть чёрно-юморная, криминально закрученная, насыщенная колоритными подонками и идущая на фоне ироничных комментариев Гринго за кадром. Как и сам он столь же хитрющий шустрый циник наподобие гибсоновского Портера 1999 года. Только Гринго, естественно, выглядит старше. Но если бы у Портера вдруг закончились отжатые у нью-йоркской мафии денежки (имеем в виду классический, не режиссерский финал "Расплаты") и его бросила бы подружка, неужто думаете, он пошёл бы работать на стройку или грузчиком?
Ясен Мэл, нет. А пошёл бы он, как водится, грабить тех, у кого есть сразу много-много наличных денег. И неважно, насколько круто их охраняют.
Увы, но опять же, как в "Расплате", обрести покой и счастье с награбленной добычей Гринго не удалось...
И вот, первое, что мы видим в "Get the Gringo", это отчаянно мчащихся к мексиканской границе, двух грабителей. Хорошие новости: драпают они не с пустыми карманами, а с 4 миллионами $ (коих на самом деле меньше, но это часть интриги). Плохие новости: один из них подстрелен и, кажись, не жилец, а им в хвост вцепилась завывающая сиренами полиция.
Хорошие новости: границу Гринго с корешем пересекли, протаранив бампером железный забор. Плохие новости: дальше они не уехали, кореш таки умер, а сам Гринго был взят под грязны рученьки мексиканскими копами. Которые, впрочем, куда больше обрадовались не ему, а сумке с баблищем. После чего американские копы были вежливо посланы их южными коллегами обратно домой, денежки прикарманены, а Гринго увезён в мексиканскую тюрьму... очень странного режима.
Дело в том, что тюряга эта была фактически закрытым городом (реально существовавшим, к слову). Где охрана стояла только по периметру, а внутри всем заправляли сами сидельцы. То есть уголовные авторитеты и их головорезы. Со всеми вытекающими из таких порядков вольностями. Какими только захочешь: полное отсутствие тюремного режима, выпивка, наркотики, женщины-чемпионки по поведению в легком весе, "пушки", мокруха, азартные игры... Да хоть семью свою приводи к себе в заключение и живи с ней - чего стесняться? Главное, имелись бы у тебя на это деньги. Ибо все здешние ништяки, начиная от банальных нар, матрасика и сигарет, было далеко не бесплатными.
Сами понимаете: с деньгами у "миллионера" Гринго в данный момент было туго. По причине их полного отсутствия, ведь заграбаставшие его миллионы копчики не постеснялись отнять у него даже карманную мелочь.
И тут они допустили бо-о-ольшую ошибку, не пристрелив Гринго втихаря там же, в приграничной пустыне. Потому что в тюрьме, да еще с такими послаблениями к зекам, Гринго быстро освоился, заимел друзей (довольно странных, но тем не менее) и стал подумывать над тем, как бы ему отсюда слинять. И заодно вернуть свои капиталы, а как иначе-то? Второе, конечно, было сделать труднее, чем Портеру в "Расплате", но вы же знаете фирменных героев Мэла Гибсона - когда их останавливали проблемы даже такой сложности?
***
В общем, если вы скажете, что лучших ролей после "Get the Gringo" у Мэла Гибсона не было, я, пожалуй, с вами соглашусь. Хотя в "Закатать в асфальт", "Играх разумов", "Дне курка" и кое-где ещё он тоже отыграл неплохо. Только в ""Весёлых" каникулах" перед нами именно тот самый, ни добавить, ни убавить, Гибсон, коего мы помним по его звездной эпохе и культовым картинам. А здесь вся эта вкуснота ещё и заправлена жгучим мексиканским перцем под соусом заводной мексиканской же музыки. Что хочется сесть и пересмотреть всякий раз, когда натыкаешься на Мэла в очередной скучной роли... Да и просто под настроение сесть и пересмотреть. В случае "Get the Gringo" вы можете делать это так часто, как только пожелаете, и он вам всё равно не надоест.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):