(The Professor and the Madman, 2019, Ирландия)
Права на экранизацию книги Саймона Винчестера «Хирург из Кроуторна: История убийства, сумасшествия и любви к словам» Мэл Гибсон выкупил ещё в махровом 1998-м, но только в 2016-м смог приступить к съемкам. Правда, не в качестве режиссера, как собирался, а лишь в должности продюсера и ведущего актера. Однако на этом волокита не закончилась, и ещё пару лет Мэл судился с киностудией, нарушившей целую уйму пунктов договора с ним.
И вот наконец-то "Игры разумов" добираются до мирового и российского экрана! Да, не теми, какими задумывал их Гибсон, но тоже в виде солидной костюмированно-исторической картины длиною более двух часов. Разве только наши прокатчики отвергли оригинальное название и зачем-то решили паразитировать на четырежды оскароносном фильме Рона Ховарда ("Игры разума", 2001). Хотя в принципе смысл сюжета такая адаптация тоже отражает, да и звучит живее суховато-протокольного "Профессора и безумца".
По сравнению с другими фильмами Гибсона, над которыми он работал не только как актер, фабула "Игр разумов" абсолютно не интригует: нам хотят рассказать о том, как в середине 19 века было положено начало созданию "Оксфордского словаря английского языка". То есть сразу же в голове у вас возникает этакое сборище профессоров-языковедов, которые только и делают, что ведут заумные беседы, роются в исторических книгах да пишут статьи о происхождении того или иного слова. Скукотища смертная, и это еще мягко сказано!
И всё же отставить скептицизм! Если бы и впрямь так и было, никто не стал бы снимать об этом художественное кино; в лучшем случае сняли бы "документалку". Но нет, эта история начинается не в пыльной библиотеке, а прямо-таки в лучших английских литературных традициях - с жестокого убийства, ни больше ни меньше.
Впрочем, до детектива дело в "Играх разумов" не дойдет, ведь мы сразу же узнаем, кто преступник, а кто жертва. А именно - находящийся в Лондоне и одержимый манией преследования, американский военный хирург Уильям Майнор (Шон Пенн) застрелил во время очередного своего припадка невиновного прохожего. После чего, естественно, был схвачен, судим и заперт в лечебницу для буйнопомешанных на неопределенный срок.
А в это время профессора из Оксфорда Джеймса Мюррея (Мэл Гибсон) загружают почетной, но адски трудной работой: поручают составить самый полный в истории Британии словарь английского языка. Ясное дело, что осуществить такой проект в одиночку было совершенно нереально. Да и вдесятером - тоже; даже сегодня, в век тотальной компьютеризации, над новыми редакциями этого словаря корпит группа из 80 человек. Поэтому Мюррей бросает клич по всей стране, предлагая всем сведущим в данном вопросе интеллектуалам стать его внештатными помощниками.
И надо же было такому случится, что самым ценным помощником Мюррея станет в итоге... сидящий в психушке Майнер! Который к тому моменту сумел получить доступ к книгам и у которого по очевидной причине была прорва свободного времени для такого занятия.
Понятно, что на одном лишь изучении этимологии слов интриги не создашь, даже если это делают титаны актерского ремесла Гибсон и Пенн. Поэтому акцент в сюжете делается не на профессоре Мюррее, что при всех своих талантах был всё же личностью простой и скучноватой, а именно на психопате Майнере. Ведь он, даже сидя взаперти, умудряется прожить перед зрителем невероятно сложную и насыщенную событиями жизнь. Благодаря, разумеется, участию в ней как Мюррея, так и... вдовы убитого им в припадке лондонца, которая неожиданно для себя откроет в нем не чудовище, а живого и неравнодушного к ее горю человека.
***
В общем, неординарная и мощная историко-драматическая картина, хотя иной от Гибсона-актера и продюсера ожидать не приходилось. Ещё одной сильной стороной "Игр разумов" является то, что в них нет затянутых и скучных сцен. Режиссер Фарад Сафиниа тоже всё сделал чётко по-гибсоновски: динамично и разнообразно, даром что фильм совершенно не боевой и насыщен рефлексиями. Поэтому, чую, охапку кинематографических премий "Игры разума" нынче насобирают. Ну а вывернувшийся перед зрителем наизнанку Шон Пенн (увы, не Гибсон), вполне возможно, присовокупит третий Оскар за лучшую мужскую роль к уже имеющимся у него двум.