Найти тему
6000 миль до Голливуда

Игры разумов

Оглавление

(The Professor and the Madman, 2019, Ирландия)

Можно ли назвать 60-летнего (на момент съемок "Игр разумов") Мэла Гибсона могучим стариком или он покамест молод для такой характеристики?  Сложный вопрос. Особенно, когда Мэл вдобавок отрастил такую шикарную бороду.
Можно ли назвать 60-летнего (на момент съемок "Игр разумов") Мэла Гибсона могучим стариком или он покамест молод для такой характеристики? Сложный вопрос. Особенно, когда Мэл вдобавок отрастил такую шикарную бороду.

Права на экранизацию книги Саймона Винчестера «Хирург из Кроуторна: История убийства, сумасшествия и любви к словам» Мэл Гибсон выкупил ещё в махровом 1998-м, но только в 2016-м смог приступить к съемкам. Правда, не в качестве режиссера, как собирался, а лишь в должности продюсера и ведущего актера. Однако на этом волокита не закончилась, и ещё пару лет Мэл судился с киностудией, нарушившей целую уйму пунктов договора с ним.
И вот наконец-то "Игры разумов" добираются до мирового и российского экрана! Да, не теми, какими задумывал их Гибсон, но тоже в виде солидной костюмированно-исторической картины длиною более двух часов. Разве только наши прокатчики отвергли оригинальное название и зачем-то решили паразитировать на четырежды оскароносном фильме Рона Ховарда ("Игры разума", 2001). Хотя в принципе смысл сюжета такая адаптация тоже отражает, да и звучит живее суховато-протокольного "Профессора и безумца".

Очень странно, почему Мэл Гибсон, чьим коронным амплуа всегда были разного рода сумасшедшие, взял и отдал самую крутую роль главного безумца в этом фильме Шону Пенну.
Очень странно, почему Мэл Гибсон, чьим коронным амплуа всегда были разного рода сумасшедшие, взял и отдал самую крутую роль главного безумца в этом фильме Шону Пенну.

По сравнению с другими фильмами Гибсона, над которыми он работал не только как актер, фабула "Игр разумов" абсолютно не интригует: нам хотят рассказать о том, как в середине 19 века было положено начало созданию "Оксфордского словаря английского языка". То есть сразу же в голове у вас возникает этакое сборище профессоров-языковедов, которые только и делают, что ведут заумные беседы, роются в исторических книгах да пишут статьи о происхождении того или иного слова. Скукотища смертная, и это еще мягко сказано!
И всё же отставить скептицизм! Если бы и впрямь так и было, никто не стал бы снимать об этом художественное кино; в лучшем случае сняли бы "документалку". Но нет, эта история начинается не в пыльной библиотеке, а прямо-таки в лучших английских литературных традициях - с жестокого убийства, ни больше ни меньше.
Впрочем, до детектива дело в "Играх разумов" не дойдет, ведь мы сразу же узнаем, кто преступник, а кто жертва. А именно - находящийся в Лондоне и одержимый манией преследования, американский военный хирург Уильям Майнор (Шон Пенн) застрелил во время очередного своего припадка невиновного прохожего. После чего, естественно, был схвачен, судим и заперт в лечебницу для буйнопомешанных на неопределенный срок.

Нет, ну вылитые Карл Маркс и Фридрих Энгельс, честное слово!
Нет, ну вылитые Карл Маркс и Фридрих Энгельс, честное слово!

А в это время профессора из Оксфорда Джеймса Мюррея (Мэл Гибсон) загружают почетной, но адски трудной работой: поручают составить самый полный в истории Британии словарь английского языка. Ясное дело, что осуществить такой проект в одиночку было совершенно нереально. Да и вдесятером - тоже; даже сегодня, в век тотальной компьютеризации, над новыми редакциями этого словаря корпит группа из 80 человек. Поэтому Мюррей бросает клич по всей стране, предлагая всем сведущим в данном вопросе интеллектуалам стать его внештатными помощниками.
И надо же было такому случится, что самым ценным помощником Мюррея станет в итоге... сидящий в психушке Майнер! Который к тому моменту сумел получить доступ к книгам и у которого по очевидной причине была прорва свободного времени для такого занятия.
Понятно, что на одном лишь изучении этимологии слов интриги не создашь, даже если это делают титаны актерского ремесла Гибсон и Пенн. Поэтому акцент в сюжете делается не на профессоре Мюррее, что при всех своих талантах был всё же личностью простой и скучноватой, а именно на психопате Майнере. Ведь он, даже сидя взаперти, умудряется прожить перед зрителем невероятно сложную и насыщенную событиями жизнь. Благодаря, разумеется, участию в ней как Мюррея, так и... вдовы убитого им в припадке лондонца, которая неожиданно для себя откроет в нем не чудовище, а живого и неравнодушного к ее горю человека.

Натали Дормер продолжает упорно доказывать нам, что она не какая-то там смазливая цыпа, а весьма крепкая и самобытная актерская величина. Получается ли? Более чем!
Натали Дормер продолжает упорно доказывать нам, что она не какая-то там смазливая цыпа, а весьма крепкая и самобытная актерская величина. Получается ли? Более чем!

***

В общем, неординарная и мощная историко-драматическая картина, хотя иной от Гибсона-актера и продюсера ожидать не приходилось. Ещё одной сильной стороной "Игр разумов" является то, что в них нет затянутых и скучных сцен. Режиссер Фарад Сафиниа тоже всё сделал чётко по-гибсоновски: динамично и разнообразно, даром что фильм совершенно не боевой и насыщен рефлексиями. Поэтому, чую, охапку кинематографических премий "Игры разума" нынче насобирают. Ну а вывернувшийся перед зрителем наизнанку Шон Пенн (увы, не Гибсон), вполне возможно, присовокупит третий Оскар за лучшую мужскую роль к уже имеющимся у него двум.

Трейлер фильма: