Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Апокалипсис

(2006, США) Даже не думаю оспаривать режиссерский талант Мэла Гибсона, но из всех снятых им картин я регулярно пересматриваю лишь две. Это, разумеется, "Храброе сердце" и еще вот "Апокалипсис". В прочих же своих лентах Гибсон неприкрыто тычет зрителю под нос свою религиозность, до которой лично мне нет ни малейшего дела, кому бы он там не бил поклоны и не ставил свечки. Зато, когда Мэл не читает нам проповеди, он делает самобытные, жесткие, и в то же время понятные широкой публике вещи. Такие, которые можно пересматривать бесконечно, и которые всякий раз воспринимаются немного иначе, чем прежде. Таким было "Храброе сердце", таким был и "Апокалипсис" - душераздирающая картина с простейшим, зато богатым на детали и колоритным сюжетом.
Начнем с того, что все герои-индейцы "Апокалипсиса" говорят на юкатанском диалекте майя, и вам хочешь не хочешь придется читать субтитры (не знаю, может, сегодня есть дублированная версия фильма, но лет пять назад ее еще не было). Поначалу это, конечно,
Оглавление

(2006, США)

Даже не думаю оспаривать режиссерский талант Мэла Гибсона, но из всех снятых им картин я регулярно пересматриваю лишь две. Это, разумеется, "Храброе сердце" и еще вот "Апокалипсис". В прочих же своих лентах Гибсон неприкрыто тычет зрителю под нос свою религиозность, до которой лично мне нет ни малейшего дела, кому бы он там не бил поклоны и не ставил свечки. Зато, когда Мэл не читает нам проповеди, он делает самобытные, жесткие, и в то же время понятные широкой публике вещи. Такие, которые можно пересматривать бесконечно, и которые всякий раз воспринимаются немного иначе, чем прежде. Таким было "Храброе сердце", таким был и "Апокалипсис" - душераздирающая картина с простейшим, зато богатым на детали и колоритным сюжетом.
Начнем с того, что все герои-индейцы "Апокалипсиса" говорят на юкатанском диалекте майя, и вам хочешь не хочешь придется читать субтитры (не знаю, может, сегодня есть дублированная версия фильма, но лет пять назад ее еще не было). Поначалу это, конечно, неудобно, зато какая прибавка к реализму и туземному колориту! Замечу, что картинка в фильме четкая, такая, какой положено быть в игровом кино, но Гибсон сделал всё, чтобы стилизовать происходящее на экране под "документальность". Что было не так уж сложно из-за прямолинейности сюжета. Вдобавок на некоторый период история и вовсе становится созерцательной - пока взятого в плен героя по имени Лапа Ягуара гонят к месту его казни, в город майя. Все, что он делает в пути - таращится на чудеса неведомой ему доселе цивилизации, а вместе с ним в киноэкскурсии участвует и зритель. И пусть сюжет в это время топчется на месте и не развивается, впечатлений от экскурсии всё равно остается выше крыши. Ну да, многое здесь является выдумкой, обруганной профессиональными историками за недостоверность, но как бы то ни было, работу Гибсон проделал колоссальную. Так что в любом случае похвалы она заслуживает гораздо больше, чем критики.

-2

Впрочем, Мэл замутил эту историю не только, чтобы водить нас за ручку по достопримечательностям майя и показывать нам их кровавые обряды. Вторая половина "Апокалипсиса" - одна большая экшен-погоня по джунглям, которая и есть главное достоинство картины, а вовсе не вписанная в нее, историческая экскурсия. Объевшемуся доколумбовой экзотикой зрителю срочно требовалась эмоциональная разрядка и адреналиновая встряска. И он ее получил. Несмотря на примитивное оружие героев и их туземный внешний вид, остросюжетные ситуации, в которые они попадают, и боевые сцены сработаны выше всяких похвал. И если пол-фильма Лапа Ягуара изображал из себя жертву, то всё оставшееся время он носится по лесу в образе Рэмбо и от его свирепых выкрутасов у зрителя порой аж кровь стынет в жилах. Ну а как иначе - слова "пощада" в лексиконе тамошних индейцев не было. Да если бы и было, после всего, что пережил герой, умолять его о милосердии всё равно было бы бессмысленно.

***

В общем, если двенадцать лет назад "Апокалипсис" отпугнул вас непривычным миром и дикарскими страстями-мордастями, уверяю вас - вы были неправы, забив на него болт. Фильм искрит не меньшей энергетикой, чем "Храброе сердце", даром что сам Мэл Гибсон здесь не играет, и вдобавок снят в живописных местах Юкатана с его джунглями, горами, бурными реками, водопадами и, конечно же, индейскими храмами и пирамидами. Да и как боевик "Апокалипсис" тоже удался, пускай главная движуха в нем начинается не сразу, а спустя примерно час. Ну а в завершении бойни зрителя ждет внезапный и эффектный финал. Хотя о нём я мог бы не упоминать, ведь если вы сели-таки смотреть эту картину, то вряд ли выключите ее на середине - тут уж Гибсон даёт вам свое честное индейское слово.

-3