Продолжая разбирать самые распространённые ошибки авторов, поговорим о том, как вовремя заметить перебежки глаголов между видами или временами, чтобы они не «прыгали» в сознании читателя, мешая восприятию текста.
Традиция русского повествовательного письма важна не столько для современного автора, который свободен в выборе провокаций, сколько для не слишком подготовленного читателя.
📌Классическая основа повествования для читателя — прошедшее время от первого или третьего лица с использованием преимущественно глаголов совершенного вида.
При написании простого рассказа, ограниченного сюжетом и количеством знаков, нужно внимательно следить за выбранными глаголами — ведь именно они в воображении читателя создают динамику, меняют картинки, двигают сюжет.
📌Если вы не распознаёте виды глагола на слух, внося правки после написания текста, поступайте как математик: всем глаголам задавайте вопросы что делать? что сделать? Выдерживайте смысловые куски текста в одном виде, даже если это потребует переделки предложения или фразы. Возможно, вам она кажется красивой, но пожалейте читателя:
Человек взмахнул руками, едва не задевая дерево.
Он поблагодарил её и не скупился на добрые слова.
Читатель формально не увидит здесь ошибки. Но его (часто начитанный) мозг что-то резанёт. А всего-то нужно было позадавать вопросы глаголам и попросить их прийти к одному виду.
С временами глаголов сложнее, так как иногда сочетания времён придают тексту музыкальность, красоту и дополнительные оттенки. Часто они создают динамику или настроение. Резкий переход от прошлого к настоящему, например, используют как целый приём, когда нужно буквально толкнуть действие:
Мы сидели у камина в полной тишине. Огонь всё разрастался, превращаясь в портал, из глубины которого за нами наблюдали два зрачка. Я делаю шаг навстречу — и утопаю в бездне.
Бывает, автор неоправданно использует вперемешку прошедшее и настоящее время, создавая невольно в рассказе «временные дыры», по которым читатель вынужден скакать:
Река шумно билась о скалы, кажется, рушит их.
Я поднял спичку. Кладу её на стол. Она давно лежала там в пыли, но не ломается.
В большинстве случаев здесь тоже действует математическое правило. Выбираем основной повествовательный глагол (в рассказе это может быть и настоящее время) и настраиваем под него остальные.
Основные вопросы, которые хорошо бы себе задать, прежде чем переходить в тексте с прошедшего времени на настоящее:
❓ Хочу ли я резко «двинуть» действие или резко поменять картинку?
❓Хочу ли я кардинально изменить настроение сцены? Оправдано ли это изменение предыдущим повествованием?
❓Псих ли мой герой? «Прыгающие» глаголы — один из приёмов для создания образа ненормального человека (к примеру, «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя) или человека в состоянии аффекта.
П. С. Все примеры в наших заметках — переделанные до неузнаваемости отрывки из текстов авторов. Поэтому не судите их строго. Это лишь попытка редактора проиллюстрировать свою мысль.
#база