В XX веке
В Синодальный период идеологическое значение Троицы для России стало приходить в забвение, а после революции уже намеренно искоренялось даже на уровне народного почитания. В этой новой борьбе против Церкви много пострадала и Троице-Сергиева Лавра и образ ее основателя. Была издана широко распространяемая книга М.В. Галкина (М. Горева) «Троицкая лавра и Сергий Радонежский», где очернялись прошлое монастыря и преподобного Сергия, а в апреле 1919 года его мощи были официально вскрыты и осквернены. Об этом была снята кинолента, по которой Ленин дал следующее поручение своему секретарю: «Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино по всей России». Лавра была закрыта в том же году, в ноябре.
Однако, уже в 1946 году с разрешения властей монашеская жизнь в обители была возрождена, мощи преподобного вернули и положили в Успенском соборе для всеобщего почитания. Возрождение монастыря в те годы оказалось явлением уникальным, деятельность лавры была сильно ограничена, но даже такое малое послабление дало свои значимые духовные плоды. Здесь снова уместно вспомнить о церковном календаре. С главным православным праздником Святой Пасхи, связан целый ряд последующих праздников, которые имеет прямое отношение к жизни Христа после Воскресения и деятельности Церкви. Помимо Вознесения и Троицы, к ним относятся День Святого Духа, День всех Святых и, наконец, День всех Русских Святых (полное название: «Собор всех святых, в земле Русской просиявших»), который отмечается спустя 2 недели после Троицы. Взаимосвязь этих праздников закономерна, т.к. Святой Дух имеет ключевое значение для дальнейшего становления Церкви Христовой на земле, который действовал через ее членов – святых христиан.
Интересно, что возрождение почитания Троицы в нашей стране в ХХ веке пошло обратным путем, через переосмысление праздника Русским Святым. Он был установлен еще в XVI веке с помощью святителя Макария, но в Синодальный период забылся и праздновался только у старообрядцев. Вспомнили о нем на поместном соборе РПЦ в 1917-18 гг., когда восстановили и Патриаршество. Заслуга возрождения и последующего почитания Дня памяти всех Русских Святых принадлежит профессору Петроградского университета Б.А. Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову) – будущему епископу, канонизированному архиерейским собором в 2000 году как священноисповедник. Их стараниями 26 августа 1918 года, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, церковным собором было принято решение о восстановлении праздника. Однако, позже праздник снова был забыт, по понятным причинам. Но, после ослабления религиозных гонений и признания советской властью Патриаршества, о празднике снова вспомнили. В те годы был еще жив и владыка Афанасий, который не прекратил заниматься разработкой данного праздника. Исправленная служба всем Русским Святым была издана также в памятном 1946 году. А ее иконописное отображение было напрямую связано со Свято-Троицкой лаврой. Икона данному празднику была создана иконописцем Марией Николаевной Соколовой (с 1970 года монахиня Иулиания), которая много лет трудилась в обители святого Сергия. Поэтому неудивительно, что первые иконы «Собору Русским Святым», написанные ей еще в 1950-е годы, хранились в Троице-Сергиевой лавре.
Несмотря на советскую действительность, в послевоенные годы в лоне Русской Православной Церкви, шел непростой поиск национальной и духовной идентичности нашего государства. В 1970-80-е года стали возникать праздники соборов местных святых: Рязанских, Радонежских, Тульских, Владимирских и др. А в 1988 году было торжественно отпраздновано тысячелетие Крещения Руси, что стало символом нового отношения светской власти к религии.
Таким образом, праздник всем Русским Святым стал отличительной чертой духовного возрождения России в конце ХХ века. Взаимосвязь Троицы и дня Русских Святых очевидна не только в онтологическом, но и в историческом плане. Оба этих праздника, недалеко отстоящих друг от друга в церковном календаре, стали одним из символов национальной идентичности России.
Современность
Тем не менее, духовное возрождение в наших реалиях пока происходит только в рамках Церкви, широкого народного почитания Троицы, как это было до революции, в обществе не наблюдается. Ныне наше население живет в иной действительности, которая сильно отличается от XIV века. Требовать от общества средневекового почитания религиозных праздников сегодня невозможно. По каким причинам произошел упадок, разбирать сейчас не будем, т.к. это очень обширная тема. Важнее понять, что можно сделать для исправления ситуации. Как мне кажется, реальное общенародное духовное и национальное возрождение можно осуществить через интерпретацию церковных праздников, как национальных, чтобы Церковь снова вошла в народный обиход.
Государство уже несколько лет проводит именно такую политику, когда церковные праздники признает на официальном уровне, придавая им важные национальные смыслы: День народного единства (день памяти иконы Казанской Божией Матери), День семьи, любви и верности (день памяти святых Петра и Февронии Муромских), День крещения Руси (день памяти святого равноапостольного князя Владимира) и т.п. Логично было бы в рамках той же политики на государственном уровне отмечать и Собор всех Святых, в земле Русской просиявших. Причем не только национальное продвигает религиозное, но религиозная составляющая помогает возрождаться национальному. Это некий симбиоз, взаимовыгодное сотрудничество.
Но действий власти в этом направлении недостаточно. Как известно, любая инициатива сверху может быть свернута бездействием и игнорированием снизу. Встречный процесс должен идти и от народа. Только при благоприятном общенародном одобрении государственные инициативы могут быть успешны. Это общий принцип. Вот как об этом писал Дмитрий Балашов: «Решает судьбы народов всегда сравнительно узкая кучка власть имущих, иногда всего два-три лица. Но вот успешливость исполнения их замыслов зависит уже от множества. Решение, принятое вопреки интересам большинства, «не проходит» или трансформируется так, что даже его творцы пугаются получившегося результата. Напротив, хорошо угаданные замыслы тотчас как бы намагничивают, собирают вокруг себя до того разрозненные и мешавшие друг другу силы… Всегда есть «мнение народное», точнее — и не мнение вовсе, а труднообъяснимая внутренняя доминанта действования, отношения к делу, к событиям, приятие или неприятие нисходящих «сверху» устремлений…».
Это накладывает определенную ответственность на нас всех, прежде всего на тех, кто является членом Церкви, т.к. они обладают необходимыми знаниями и опытом, которым можно поделиться с остальными. В этом отношении любой христианин всегда и миссионер. Было бы странно, обладая бесценными сокровищами веры и культуры не поделиться ими с ближними во имя любви, то есть во имя исполнения главной евангельской заповеди.
Конечно нельзя обесценивать прошедшие постсоветские годы, когда страна тяжело выходила из кризиса. Очень многое было сделано для духовного возрождения России. Говорить, что этого возрождения не было – ошибочно. Тысячи храмов и сотни монастырей были отремонтированы и построены заново, и теперь сияют в красоте и славе. Церковь много потрудилась для культурного преображения страны, возродив и переосмыслив множество направлений в искусстве. Наряду с широким социальным служением, Церковь смогла наладить продуктивный диалог с властью.
Все это очень важно и ценно, но пока недостаточно для полного возрождения. Дальнейший шаг, как мне кажется, должен быть сделан рядовыми членами Церкви, то есть в полной мере должна проявить себя народная воля, та самая объединенная русская соборность, во имя которой подвизался на Руси преподобный Сергий Радонежский. Не будет народного движения – значит нет и народа. Хотя оно уже и происходит в том или ином виде, но поле для деятельности остается еще очень широким. Многое еще нужно возродить и переосмыслить.
И почему бы праздник Троицы снова не сделать символом духовного и национального возрождения? Троица как нельзя лучше отвечает этому значению. Онтологический смысл Троицы – высшая божественная любовь, призванная объединить все человечество. Именная такая всеобъемлющая любовь присуща для нашего русского национального характера. Об это еще Ф.М. Достоевский писал в своей нашумевшей речи о Пушкине: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, стать всечеловеком (…). Будущие грядущие русские люди, поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловеческой и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!».
Исторически Троица благодаря преподобному Сергию уже была таким символом для России, когда наша цивилизация была на грани исчезновения. Возродить старые смыслы гораздо легче, чем придумать новые. Троица – это уже наше родное. Это уже наша история и неотъемлемая часть нашей культуры. Надо только вспомнить об этом.
Наконец, обрядовая общенародная сторона почитания Троицы также имеет вполне национальные черты, близкие нам ментально. Это и хороводы, и венки из травы, и игры. Но главное – это березка, центральный символ праздника. Дерево, которое давным-давно и уже во всем мире ассоциируется с Россией и русскими. Что же можно было привнести или изменить в праздновании Троицы? Мне кажется, сюда хорошо вписывается возрождение народного русского костюма. В этот день, в храме и на улице можно было бы носить праздничный национальный костюм, красивые сарафаны, косоворотки, ленты в косах и т.д. Национальный костюм – это одна из сфер, которые еще не возродились в полной мере в нашей культуре. Пока им отведено только место в музее или на сцене. Было бы хорошо вернуть национальную одежду в общественную повседневность, хотя бы в праздники. И день Святой Троицы – был бы отличным поводом начать исправлять эту ситуацию. Пусть сначала эти костюмы будут только похожими на национальные, сделанные из искусственных материалов и не по старинным лекалам… но важно начать, сделать первый шаг, не побояться насмешек. А если произойдет сдвиг в нужном направлении, то костюмы со временем станут более традиционными и правильными, это уже дело наживное.
Давайте чаще надевать наши народные костюмы! Спасибо за внимание!
С первой частью статьи можно ознакомиться здесь: