Онтологический смысл Троицы
Не так давно православные отметили крупный церковный праздник – День Святой Троицы (или Пятидесятницы), называемый иногда днем рождения Церкви. Кратко напомним, что по пятидесятый день после Воскресения Христа (Пасхи) и на десятый день после его Вознесения, на апостолов сошел Святой Дух, после чего они стали просвещать людей, говоря на разных языках. Это событие считается началом земного основания Церкви Христовой. С тех самых пор данный праздник торжественно отмечали ежегодно и обычно после литургии крестили оглашенных. Хотя его официальное установление произошло только в конце IV века, после того как на втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году было сформулировано учение о Троице, где был утвержден догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Ипостасей. Все свойства Лиц Пресвятой Троицы (то есть их отличия друг от друга) знает каждый христианин, читающий Никео-Цареградский Символ Веры в утренних молитвах и на литургии.
Учение о Троице считается одним из самых сложных в христианстве и наиболее соблазнительным для сомневающихся. Так, мусульмане часто обвиняют Православных в том, что они не верят в единого Бога. Люди же неверующие не понимают, зачем все усложнять. Но даже в рамках одной конфессии диспуты о Троице приводили к расколу (точнее к откалыванию ереси от истинной Церкви Христовой). Фактически любое искаженное учение, которое вынуждало собирать очередной Вселенский Собор, касалось учения о Троице. И больше всего сомнений вызывала личность Христа. Не зря апостол Павел писал: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». (1 Кор.1.20-23).
Дальнейшая церковная история убедительно показала, что любой отход от точного учения о Троице, любое посягательство на Ее Ипостаси неизбежно приводили к деградации и внутреннему разделению. Это касалось как многочисленных течений в Протестантизме, так и серьезных заблуждений в Католицизме, где Христос был заменен наместником на земле. Таким образом, Троица стала главным символом Православного вероучения.
Об основании истинности Троичности Бога за 2000 лет написано множество трактатов и научных трудов. Хочется остановится лишь на двух моментах, которые необходимы для дальнейшего повествования. Первый – это присутствие Троицы в Ветхом Завете. Отметим, что само слово «Бог» на древнееврейском языке, на котором и написан Ветхий Завет, употреблялось в Писании по-разному. Гораздо чаще (2,5 тысячи раз) присутствует слово Элохим, что дословно переводится не Бог, а Боги, то есть множественное число от слова Элоах (Бог), которое встречается только 250 раз. При чем Элохим употребляется в самые важные моменты ветхозаветной истории, например, в книге Бытия, при сотворении мира и человека. Особенно множественность и некий внутренний совет подчеркивается при сотворении человека. «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». (Быт. 1,26). Решение о сотворении человека, здесь сопровождалось некоторой паузой. Если ранее стих Писания был монолитен (И сказал Бог… и стало так, день такой-то), то в шестой день текст совершенно меняется, чем подчеркивается важность принятого решения. Сотворение человека стало верхом Божественной любви, ибо впервые Бог уступает свою власть, создает иную волю («Бог становится бессильным перед человеческой свободой», как писал Владимир Лосский). А так как Бог всемогущ и вечен, то отлично видит как в будущем человек поступит со своей свободой. Так что принятие решения о сотворении Адама, это, одновременно, и принятие решения о принесении в жертву Христа. И в этом выражается немыслимая и безграничная Любовь Творца.
Образ этого «Божественного совета» был запечатлен сначала в Библейской истории, в той же книги Бытия, в 18-й главе, когда Авраама посетили три ангела. А затем стал изображаться на иконах и фресках, символизируя собой Пресвятую Троицу. Общепризнанной духовной вершиной изображения Троицы стала икона святого Андрея Рублева, о которой речь позже.
Отметим также, что многочисленные свидетельства троичности в Ветхом Завете, были написаны различными авторами и в самое разное время, собственно, как и вся Библия, отличающаяся удивительной цельностью изложения, что также часто приводится как доказательство ее божественного происхождения. А утверждение монотеистов, что Бог не может быть троичен, в сущности означает, что Бог не всемогущ.
Второй момент, я уже упомянул – это любовь. Но здесь надо дать некоторое пояснение. Как известно, в христианстве само слово любовь означает – Бог. Какие же свойства любви существуют, как можно познать любовь, не перепутав ее с другим чувством или явлением? Апостол Павел дает нам полное и глубокое определение: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13.4-7). Из этого отрывка становится понятным, что одна личность не может сама по себе испытать любовь, ибо не может проявить милость, сорадоваться, не искать своего и т.д. Для зарождения любви нужна другая личность. Если Бог – это любовь, то он должен иметь несколько лиц, чтобы они могли эту любовь проявлять между собой. Соответственно в этом определение уже заложена тайна Троицы. Первая и вечная любовь – это любовь между Ипостасями Бога. Отец любит Сына, Сын – Отца, и любовь эту объемлет и в нее проникает Святый Дух. Любовь была прежде мира, она и стала причиной его сотворения. Бог не мог бы быть любовью и не мог бы воплотиться на земле, не обладая в то же время троичностью. Такой же любви учит Господь и человека: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31) – только через ближнего (то есть другую личность) можно возлюбить и Бога. Главное проявление Троицы – Христос, поэтому дни Пасхи и Троицы взаимосвязанные праздники в церковном календаре.
В Библии можно проследить эту высшую любовь между Лицами Бога, которая часто выражается в выше приведенных свойствах: не гордится, не ищет своего и т.д. Например, Бог-Отец уступает Сыну свою славу и власть в проявлении себя на земле, именно Сын являлся ветхозаветным пророкам и именно Он впоследствии воплотился через Богородицу, и даже отдает Сыну суд над людьми. «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5.21-23). Более того Отец прямо говорит, что Христос есть его Сын возлюбленный, что произносит во время Крещения и Преображения. Однако, далее видно, что Сын отдает свою власть Святому Духу, что наиболее ярко проявилось именно в праздник Троицы, когда на апостолов сошел Дух. Вот как об этом говорит сам Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15.26). Также Сын много свидетельствовал об Отце. Таким образом, все Лица Пресвятой Троицы уступали друг другу власть и славу, тем самым свидетельствовав друг о друге. Такое проявление истинной любви было дано человечеству именно для того чтобы и сами люди познали великую тайну любви и Троицы, и смогли уподобиться Богу.
Историческое переосмысление Троицы на Руси
Т.к. данный праздник и учение с ним связанное появлялись в самом начале становления Церкви, то закономерно получили свое распространение во всех христианских странах, в том числе и на Руси. Первый храм, посвященный Троице, поставила у себя на родине уже равноапостольная Ольга. Народное почитание Троицы распространялось постепенно, начиная с крещения Руси в 988 году. Как и в других праздниках, здесь Православие сумело органично влиться в дохристианскую культуру Руси, заменив языческие смыслы на божественные. Так, многие ученые видят в народных обрядах, связанных с Троицей, отголоски дохристианских традиций: троицкое кумление, завивание и развивание березки, хороводы, бросание венков в воду, русальные празднества и другое. Многие Троицкие обрядовые песни имели и заклинательное значение – на пожелание хорошего урожая, т.к. все культуры к этому сроку уже были посажены и люди надеялись на хороший урожай.
Надо отметить, что Троица стала одним из самых любимых праздников на Руси. Связано это было во многом с тем, что наступала благоприятная летняя пора, время народных гуляний, хороводов, игр – веселое время, когда радовались теплым дням, довольно редким для нашего сурового климата. Не зря Троицкую неделею называли в народе «зелеными святками». В это время, празднество продолжалось также до глубокой ночи, что бывало редко в течение года. На Троицу наиболее полно разворачивались хороводные развлечения и игры. Причем хороводы были смешанными, в них участвовала молодежь обоих полов. Главным участником празднества была березка, которую обычно держала в руках девочка 10-12 лет. Как и на Святки, молодежь с березкой обходила дома в деревне, исполняя обрядовые песни, собирая за это подарки и участвуя в совместных трапезах.
Однако, почитание Троицы не ограничилось только народно-обрядовыми рамками. Ее глубокий онтологический смысл отразился на дальнейшем развитии всей Русской Православной Церкви, можно сказать даже на развитии всего государства, причем в самые трудные и беспросветные времена.
Примечательно, что уже в первом русском литературном произведении XI века «Слово о законе и благодати» святителя Илариона Киевского (кстати, первого митрополита русского происхождения) значение Троицы выделялось особо. «И ныне уже <все> мы, малые и великие, славим единосущную Троицу» - неоднократно писал автор. А в конце своими словами пересказал Символ Веры. Этот глубокий по своей мысли трактат определил все дальнейшее устроение политической жизни на Руси (вплоть до XVII века). Неслучайно до наших дней дошло 52 древних списка этого произведения, что говорит о его чрезвычайной популярности. Для сравнения «Поучение Владимира Мономаха» сохранилось в одном списке, как и «Слово о полку Игореве».
Как известно, к началу XIV века Владимирская Русь находилась в удручающем состоянии. Разрозненные и постоянно враждующие княжества, которые никак не могли поделить между собой землю и власть, погибали под монголо-татарским игом, усилившимся после 1320 года, когда хан Узбек принял ислам и стал гораздо жестче управлять подчиненными ему территориями. С запада Руси угрожало быстро набирающее силу Великое княжество Литовское. Постоянные кровавые стычки между Москвой и Тверью не давали надежд на будущее. Русь находилась под угрозой исчезновения. Междоусобица считалась главной причиной свалившихся на отечество бед. В летописях ее, что характерно, называли болезнью «А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера». Необходимо было найти новые точки опоры, новые силы, чтобы процесс пошел в обратную сторону, чтобы княжества начали объединяться. Осознание необходимости в единстве, соборности и согласии не раз спасала наш народ от полного уничтожения. И в XIV веке это было особенно актуально, т.к. на тот момент еще не существовало сильного княжества, способного объединить вокруг себя всех. По разным причинам выбор пал на Москву. В пределах этого княжества поселились переселенцы из Ростова, в числе которых была и семья Варфоломея, будущего монаха Сергия, радонежского чудотворца. Именно ему было суждено переосмыслить тайну Святой Троицы для будущего Руси.
Странно, но почему-то многие до сих пор считают, что преподобный Сергий был исключительно молитвенником и занимался сугубо монашескими делами. В действительности это было не совсем так. Скорее всего такое заблуждение возникло из-за его поразительной скромности и отсутствия тщеславия. Удивительно, но он не оставил ни одного послания, сочинения и какого-либо иного литературного памятника, однако, сколько было написано о нем и его деятельности и сколько плодов этой деятельности мы пожинаем? Его житие пестрит удивительными духовными и телесными подвигами. Этот молчаливый и скромный святой муж ушел в лес, основал монастырь (и не один), вдохновлял на ратный подвиг святого Димитрия с дружиной, ходил пешком в Москву, помогал в духовном преображении страны святителю Алексею Московскому, воспитал целую плеяду прославленных святых, примирил святого Олега Рязанского с Московским княжеством (то есть, когда требовалось, мог говорить убедительно и красноречиво) и не гнушался крестьянского земледельческого труда. В общем, это святой дела, а не слова.
Не спроста преподобный Сергий основал монастырь в честь Святой Троицы. Именно в Ее тайне, он видел духовную силу, способную сохранить Русь и русский народ. «Да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего» - говорил святой. Рознь можно победить только через примирение и любовь, которая и заключена в Троице. В самой Троичности, как символе божественной любви, преподобный Сергий увидел отличительную и в тоже время спасительную черту русского народа – общинность, которая в свете Православия возвышалась до более глубокого понятия – соборности. Если общиной называлось объединение людей, проживающих рядом и помогающих друг другу, прежде всего, по материальным причинам, то в соборности главной объединяющей силой являлась Христова любовь, то есть духовное начало. Таким образом, Троица стала символизировать собой русскую соборность, русское единение, которое Московские князья стали осуществлять на практике. В первую очередь, эта идея стала распространятся через многочисленных учеников радонежского чудотворца, которые стали основывать свои новые монастыри (некоторые из них также в честь Святой Троицы) на обширном пространстве еще раздробленной страны.
В начале XV века, около 1420 года, у этой великой идеи появился и свой видимый образ: по просьбе преподобного Никона, игумена Троице-Сергиевой лавры, святой Андрей Рублев написал свою знаменитую икону «Троица» для вновь возведенного каменного Троицкого собора. В такой интерпретации и с таким глубоким смыслом до него этот довольно распространенный сюжет никто не писал. Чтобы описать все тайны этой иконы, наверное, не хватит и целой книги. Скажу только, что в ней святой иконописец смог великолепно изобразить истинную Божественную любовь. Это видно по тому как смотрят друг на друга Ангелы, что сидят они не просто за столом, а за жертвенником (о чем свидетельствует углубление в столе и стоящая на нем чаша), что сами фигуры сидящих образуют форму чаши, что центральный ангел благословляет жертвенную чашу, то есть соглашается пострадать за людей для их спасения. Нам лишь остается радоваться, что такой высоты смог достигнуть именно русский иконописец, заставший тяжелое, но славное время.
Все это вместе: вся эта история XIV века, даровавшая нам святых, основавших такие монастыри, построивших такие храмы, написавших такие иконы – великое наследие и великая слава, достояние нашего народа, которое нельзя забывать. Благодаря этому Троица с XIV века стала символом возрожденной Руси, нашим главным национальным символом. Высшей идеей, сумевшей объединить и сохранить страну.
Это легко доказуемо по дальнейшей истории. Троице-Сергиева Лавра стала настоящим духовным центром всей России даже и до наших дней. И сама икона Рублева приобрела невероятную славу и общецерковную известность. Так, в 1551 году, на Стоглавом соборе икона письма Андрея Рублева была указана в качестве образца для изображения Святой Троицы. Это был исключительный случай не только для Руси, но даже для Византии, никогда на соборах не упоминали не только конкретных иконописцев, но и конкретных икон. Образ Троицы, как и сама Сергиева Лавра глубоко почиталась всеми русскими царями вплоть до XVII века. И Рюрики, и Годуновы, и первые Романовы делали значительные вклады в монастырь, и украшали икону святого Андрея Рублева различными драгоценностями. Почитание Троицы, несомненно отразилось и в известной формуле старца Филофея «Москва – третий Рим», провозглашенной в XVI веке.
Продолжение следует.