Найти в Дзене
Анатолий Снежко | SEO

Окупаемость SEO для медицинского сайта: прогнозы и результаты

Оглавление

Эту статью я решил написать прежде всего для того, чтобы еще раз показать эффективность SEO канала продвижения бизнеса в одной из моих любимых ниш, где особенно легко оказаться под фильтрами «Proxima» и «YMYL» поисковых систем либо попасть под "раздачу" за несоблюдение процедур государственного регулирования в области ценообразования.

Описание проекта

В феврале 2023г. я взял в работу сайт московской клиники, оказывающей специализированную медицинскую помощь преимущественно в стационаре.

Этот проект я начал выполнять как соисполнитель договора по 223-ФЗ в части SEO на условиях non-disclosure agreement. Головным исполнителем договора являлось крупное маркетинговое агентство.

Дополнительные маркетинговые источники привлечения пациентов

  1. Основным дополнительным источником привлечения пациентов для клиники является контекстная реклама.
  2. Второй маркетинговый канал –это естественный трафик из поисковых систем. На момент проработки плана продвижения сайт имел около 3000 переходов в месяц.

Доходы от маркетинговых каналов

Так как пациенты, привлеченные за счет маркетинга изначально не приписаны к клинике, их первичный прием и последующая диагностика заболеваний осуществляется на платной основе. Это первый источник дополнительных доходов клиники.

Однако основной объем дополнительно поступающих средств, приходится на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП раздел 2). Дело в том, что значительной части дополнительно привлеченных пациентов медучреждение в итоге оказывает высокотехнологическую медицинскую помощь, что является солидной статьей дохода, а также важным источником формирования фонда стимулирования высококвалифицированных врачей.

Кстати, получение сверхнормативными пациентами (изначально не приписанными к клинике) квот на ВМП из регионального бюджета является сложной и растянутой по времени бюрократической процедурой. Это связано прежде всего с возникающими проблемами при корректировке ранее утвержденных лимитов на выполнение государственного задания в части оказания ВМП2 в региональном Минздраве.

Емкость рынка

При разработке конкурсной документации клиника отказалась от заказа достаточно дорогостоящего маркетингового исследования ниши в специализированном аналитическом агентстве и как окажется потом зря, так как нижеприведенные данные из публичных источников оказались некорректными, что привело к занижению целей по трафику.

Итак, при расчетах использовались данные публичной статистики Минздрава, согласно которым доля населения Москвы и Московской области с признаками заболеваний по профилю клиники не превышает 500 тыс. человек. С целью лечения этих заболеваний ежегодно проводятся около 40 000 хирургических операций.

Согласно данным SimilarWeb суммарный трафик из поиска (RU) на 28 сайтах основных конкурентов составляет примерно 13 500 000 переходов в год. (Я это объясняю тем, что один и тот же условный пациент может несколько раз за год посещать сайты клиник с целью изучения информации о своем заболевании).

Таким образом процент конверсий в этой нише должен составлять приблизительно 0,3% от поискового трафика.

Под конверсией подразумевается обеспеченное финансированием комплексное лечение, включая хирургическую операцию и последующую реабилитацию.

Рыночная доля клиники

«Производственные мощности» клиники (ограничения по количеству коек в стационаре, операционных, задействованного высокотехнологичного оборудования, степени нагрузки на высококвалифицированный персонал и т.д.) позволяют «освоить» комплексное хирургическое лечение не более 840 пациентам в год.

Прогноз дополнительного SEO трафика

Зная процент конверсий в нише (0,3%), а также «производственные мощности» клиники (840 операций в год или 70 в мес.), была спрогнозирована цель в виде требуемого органического трафика в количестве 280 000 переходов в год или 23 000 переходов в месяц.

Учитывая, что важной точкой роста является оптимизация юзабилити (информационно — навигационной структуры сайта), в первые 3-5 месяцев работ договором предусмотрен умеренный прирост SEO трафика. Также учитываем, что в нише нет сезонности спроса.

Прогноз дополнительного SEO трафика будет выглядеть следующим образом:

-2

Красным отмечен естественный органический трафик, который получает и получал бы в будущем сайт клиники без проведения SEO работ.

Воронка продаж и зоны ответственности

-3

Цель проекта по SEO

Для мониторинга результатов работы представители клиники выбрали следующие цели:

  1. Рост SEO-трафика.
  2. Количество оправленных с сайта в CRM заполненных форм заявок на первичный прием.

Кстати, невозможно гарантировать точный результат в SEO:

  • во-первых, поисковые системы постоянно внедряют различные обновления алгоритмов, которые изменяют правила ранжирования сайта и его страниц в поисковой выдаче;
  • во-вторых, никому и никогда еще не удавалось сделать поисковые системы третьей стороной договора между клиентом и SEO-специалистом.

Этапы SEO продвижения

Работы над проектом условно разделены на следующие этапы:

  • Коммерческие факторы сайта.
  • Прогноз органического трафика.
  • Аудит + Техническая оптимизация сайта.
  • Настройка web-аналитики.
  • Трафик из карт Яндекса.
  • Основные конкуренты. Семантическое ядро. Структура сайта.
  • Точки роста + On-page SEO.
  • Off-page SEO.
  • Поведенческие факторы.

План работ спроектирован следующим образом:

-4

Результаты SEO работ

В конце 2023 г. заказчиком и головным исполнителем продлен срок договора 223-ФЗ еще на полгода.

На скриншоте видна динамика трафика из поисковых систем (данные Яндекс метрики за полутора летний период):

-5

Трафик на скриншоте является общим, то есть состоящим из двух потоков: естественного трафика и дополнительного SEO трафика.

Напомню, что естественный трафик — это трафик из поисковых систем, который получает и получал бы в будущем сайт клиники без проведения SEO работ.

Прирост дополнительного SEO трафика

-6

Окупаемость SEO проекта

-7

Инвестиции в SEO продвижение сайта за 17 месяцев составили 1 000 000 руб., а выручка дополнительно приросла на 56 000 000 руб.

После прекращения SEO работ в последующие 12 месяцев достигнутый уровень трафика благодаря SEO оптимизации сайта по инерции сохранится, следовательно, прогнозируемая выручка от SEO должна будет составлять ~ 96 000 000 руб. но уже при отсутствующих затратах.

Выводы

Отдача от вложения в SEO в сумме 1 млн. рублей за 17 месяцев составила 56 млн. руб., а за 29 месяцев составит уже 152 млн. руб. (56 млн +96 млн).

Стоимость SEO трафика

ВВ течение 17 месяцев цена клика (стоимость перехода на сайт из поисковых систем) снижается со 120 руб. до 4 рублей:

-8

В течении 29 месяцев цена клика снизится со 120 руб. до 0 рублей:

-9

Теперь остаётся сравнить плюсы и минусы SEO и рекламного каналов, чтобы выбрать оптимальную стратегию комплексного продвижения бизнеса.

Заключение

В большинстве случаев SEO может быть сверх эффективным маркетинговым каналом продвижения бизнеса, но не всегда и не во всех нишах.

Анатолий Снежко, SEO специалист