Русский художник-живописец, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи — Васнецов. Он родился 176 лет назад в семье священника в селе Лопьял Вятской губернии. Виктор Михайлович окончил Петербургскую академию художеств, затем побывал во Франции и Италии. Постоянно участвовал в выставках передвижников, а в 1892 году получил звание академика.
Многие известные полотна Васнецов написал, проживая в Москве. Одной из самых культовых картин считаются "Богатыри". Как раз о ней мы и хотим рассказать. Символизм, скрытые смыслы, детали, посыл. Чтобы всё это уместить на полотне три на четыре с половиной метра, живописцу понадобилось почти 30 лет.
Почти 100 лет назад, в июле 1926 года, Россия потеряла выдающегося художника. Он умер от инфаркта за очередным полотном в своей мастерской. Сделали разбор одной из самых прославленных картин Третьяковки — в новых карточках.
Труд всей жизни
Первые наброски "Богатырей" Васнецова появились в 1871 году. Через пять лет художник написал эскиз, который хотел подарить другу и коллеге — Василию Поленову. Но художник согласился принять картину только после полного завершения.
Закончить произведение было "творческим долгом и обязательством перед родным народом" для Васнецова. В 1881 году у художника возникла проблема — он не знал, где разместить большущий холст. Помог предприниматель Савва Мамонтов, который переделал сарай в просторную мастерскую недалеко от места, где Васнецов жил летом.
Когда живописец закончил картину, он продал её Павлу Третьякову для галереи.
Натурщики
Прообразом Ильи Муромца стал Иван Петров. Крестьянин, который позднее стал извозчиком в селе Большие Мытищи.
"Иду по набережной около Крымского моста и вижу: стоит здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья", — рассказывал художник.
Добрыня Никитич — собирательный образ семьи Васнецовых: отец, дядя и сам автор. Но есть версия, что художник рисовал Добрыню с Василия Поленова. Прототипом для Алёши Поповича стал 13-летний сын Саввы Мамонтова Андрей. Через восемь юноша умер от простуды. Васнецов продолжил писать образ по памяти.
Флора и окружающий мир
За богатырскими спинами виден широкий простор — бескрайняя Русь-матушка. На переднем плане — молодые, неокрепшие ели. Это символическое обозначение подрастающего поколения. Герои картины стоят на их страже. Готовы защитить от напастей вражеских.
Вдобавок нагнетание тревожности создаёт небо. Мрачные тучи, сильный ветер — атмосфера опасности и нависшей угрозы.
Оружие
На запястье Ильи Муромца — булава, которая в его руках выглядит не просто громоздкой железякой, а грозным оружием богатыря. Копьё в левой руке — прямая ассоциация с войной.
Добрыня с наполовину обнажённым мечом. Прямая отсылка к готовности идти в ближний бой. Хотя его взор и без того отпугнёт недоброжелателей.
Алёша Попович — молодой богатырь. Опыта рукопашных сражений нет, потому пока ему доверили лук, чтобы он прикрывал товарищей. Прикреплённые к седлу гусли характеризуют Алёшу не только как воина, но и песенника, весельчака.
Кони
Это не просто верные товарищи богатырей — они неотъемлемая часть армии. Их окрас создан стихией. Бурый — рождён бурей, белый — облаком, а вороной — ночью.
Отличается не только цвет шерсти, но и шикарные гривы с украшениями в виде цепей и подвесок. Название картины "Богатыри" относится к ним точно так же, как и ко всадникам.
Символизм
По преданию, эти три богатыря и есть армия русская. Они пограничники, обходят дозором и грозным видом отпугивают силы злодейские. За спинами героев больше никого нет. Их сила и мощь кроется в заднем плане: леса и поля, которые прокормят народ, — главная ценность, её и надо защищать.
Богатыри не просто так расположены ближе к левому краю полотна. Справа — важная деталь. Это место на картине отведено кургану. Он говорит сам за себя. Там войны, павшие за Родину, они не забыты, и их память увековечена на холсте.
Читайте и смотрите также: