... Беда пришла с востока. И хотя эльфы-стихи-Сидхе обладали мощью Томов силы и Священных свеч, они не ожидали, что новый культ, на их планете Парторис, так быстро завладеет умами людей - второй разумной расы, населяющей этот мир. Может эльфам, со своим собственным культом, не стоило жить обособленными от семи людских королевств? Но, история не терпит сослагательного наклонения. Если у вас нет религии, идеологии, то вам ее насадят. Так и случилось с людьми, когда с востока прибыли три Змеиных Всадника, облаченные во все черное, но с благими намерениями. Они подарили всем людским королевствам хорошую религию с интересными заповедями. Религия так понравилась людям, что они ее тут же приняли. А ведь что-то такое уже было написано в предсказаниях эльфов! Дальше должен был последовать апокалипсис и смерть всему живому.
Пока змеиные всадники придумывали шикарный символ для своей новой религии - перевернутый и перечеркнутый трезубец, двое из них устали и ушли, оставив малого присматривать за людьми. Присматривать и захватить всем мир! Самого младшенького звать Д'Спарил. Но коварен и умен змеиный всадник был не по годам. Не сумев привлечь эльфов к своей религии и заставить их молиться перевернутому трезубцу, он процитировал слова Энакина Скайуокера: "Если ты не со мной, то ты против меня", объявив всех эльфов еретиками (отчего подарил игре такое название). Далее он мобилизовал все семь королевств. Поднятые под оружие воины, горели желание принести мир, покой, и справедливость эльфам, подарив им отрицательную жизнь.
Эльфийские старейшины пронюхали все коварные замыслы Д'Спарила, но что они могли сделать? Отхлестать людей томиками силы? И хотя тома были столь же объемными и тяжелыми, как томик "Война и Мир" Льва Толстого, победу подобным образом не получить. На помощь пришли Священные свечи. Семь свечей изображали семь армий. Эльфы просто их потушили, уничтожив всех людских воинов. А что, так можно было? Возможно люди были правы, когда сторонились этих загадочных Сидхе. Но Д'Спарил оказался не промах, и с великой злобой убил всех эльфийских старейшин. Счет 1:1. Однако змеиный всадник не собирался играть честно, "включил" свои "читы" и поднял разную нежить из-под земли, и оживил мертвое людское воинство, образовав большую и дружную семью. С новыми друзьями, Д'Спарил сократил количество эльфов до критической отметки, разграбил их города, утащил Тома силы и прочие артефакты.
Лишь один эльф не смирился с участью своего народа. Его имя - Корвин Корвус. Вооружившись простой палкой, эльфийским посохом и такой-то матерью, он поклялся отомстить за сородичей и выгнать нечисть обратно туда, откуда она пришла. Ну и поговорить с Д'Спарилом по душам, устроив сочные дебаты по поводу того, чья религия лучше. Начать Корвус решил с востока, откуда пришла беда...
И все вышесказанное оставалось для меня под завесой тайны, во время прохождения игры. Потому что не было никакой заставки, закадрового голоса, скользящего текста или подробного описания на коробке с игрой. Ну, коробки с игрой и не было вовсе - Heretic нашелся на каком-то из сборников. Еще, возможно, описание сюжета находилось в папке с игрой, в каком-нибудь документе. Но наверняка оно было на английском, а этот язык был для меня еще на раскрыт, тогда, в бытность подростом.
Настала пора вспомнить об игре Heretic, и ее особенностях. А так же обвинить в том, что она является клоном Doom, или развенчать это обвинение.
Еретик-клон
Обвинять Heretic в том, что он клон Дума - полная ересь. Скорее он логично продолжает и развивает идеи Doom, расширяет возможности движка id Tech 1.
Да, движки у двух игр одинаковые, ровно как и издатель - id Software. Игровой процесс практически идентичен, но парни из Raven Software добавили кое-что от себя. Кстати, эта же компания (а может и те же самые ребята), приложат руку к одной из самых лучших игр по ЗВ: Jedi Academy. Честь и хвала, да прибудет с ними Сила! Хорошо что компания здравствует и по сей день, но плохо, что полностью находится под влиянием самый жутких представителей темной стороны - Activision.
Самое главное отличие от Doom - фэнтезийный сеттинг. Когда я впервые проходил Heretic, я вообще ощущал ее как совершенно другую игру. Повзрослев, конечно же, заметил общие сходства. Еретик воспринимается... более красочно что ли, несмотря на общую мрачную атмосферу. Ты как будто погружаешься в приключения Конана-варвара, или другого знаменитого героя фэнтезийных боевиков конца XIX - начала XX веков. На Корвуса постоянно будут нападать орды разномастных врагов, причем они так красочно погибают, как будто среди нечисти проводится отбор на самую яркую анимацию смерти, и победителей этого отбора допускают к главному герою. Взять, например, голема: мистер, после своей смерти, в буквальном смысле испускает дух, который парит над телом.
Ключ к победе кроется не в постоянном насилии, но в том чтобы уровень был пройден, собрав все необходимые для этого ключи. Секреты и сбор важных артефактов прилагается... стоп, артефактов? Да, это одно из главных нововведений игры. Но сначала, вкратце, поговорим о том, с помощью чего Корвус мстит ордам нечисти и главному гаду - поговорим о вооружении.
Эльфийский снайпер
В фэнтези-сеттинг нельзя взять и перенести фантастические пушки. По крайней мере, хотя бы сначала их перерисуйте - так и сделали. Большинство вооружения ощущается как копия оного из Doom. Из восьми представленных типов орудий, шесть могут стрелять.
Посох. Единственная вещь, которой не нужны заряды. Бьет в ближнем бою, не очень больно, но врагу будет обидно. В руках ловкача будет являться неплохим оружием, если вы сможете увернуться от выстрелов врага. Никогда не использовал, потому что плохо владел искусство ближнего боя.
Эльфийская палка. Стреляет небольшими зарядами энергии. Нужны патроны. Да, всему дальнобойному оружию здесь нужен аналог патронов, причем каждому подавай свои собственные боеприпасы. Повторяет суть пистолета из Doom, только смотрится интересней и более волшебно.
Эфирный арбалет. Очень мне напомнил боукастер Вуки, и даже цвет боеприпасов схож. Выпускает вереницу стрел, являясь фэнтезийным дробовиком.
Драконий коготь. Стильный кастет, с когтями, которым было бы логичнее бить противников по лицу, но вместо этого он стреляет голубыми сгустками. Есть мнение, что Драконий коготь напоминает пулемет из Doom, но я бы его отнес к гибриду пулемета и плазмогана. Палит достаточно быстро, но слабо.
Адский посох. Выпускает алые сгустки энергии, полностью копируя плазмоган из Doom.
Жезл феникса. О-о-о, в Меч и Магии 7 был похожий жезл, и тоже очень сильный. Здесь он притворяется ракетницей, только, по моим ощущениям, слишком медленной и не такой убойной. Как будто бы радиус разрыва в Heretic уменьшен, хотя это могут быть мои устаревшие впечатления.
Огненная булава. Внезапно, герой не будет разбивать ей черепки. Эта булава стреляет! Странный выбор для оружия дальнего боя, можно же было, на худой конец, придумать огненный лук, или еще какое более логичное оружие дальнего боя. Вы ожидаете, что она будет похожа на BFG9000, являясь топовым оружием своего уровня, однако разработчики удивили. Эта булава стреляет металлическими шариками, похожими на бомбы, так быстро как пулемет, и они разрываются при попадании, словно ракета. Периодически, к веренице снарядов, прибавляются дополнительные, сгенерированные с небольшим шансом, подливая огоньку врагам. Странное оружие, но убойное, безусловно.
Напоследок, поговорим про Перчатки некроманта. Стильный аксессуар, стреляющий миниатюрными зелеными молниями. Предназначены перчатки только для ближнего боя, и по частоте нанесения урона, напоминают бензопилу.
Нельзя просто взять какое-то одно оружие и пользоваться им всю игру. Во-первых, не хватит боеприпасов, а во-вторых, есть один артефакт, который заметно усиливает каждый предмет вооружения.
Что мы храним в широких штанинах
Думгай мог поднимать разные предметы с пола, а Корвус - хранить их. Разница в том, что артефакты в инвентаре, в нужное время и нужном месте, способны изменить ход битвы, облегчить вам прохождениям и спасти от неминуемой смерти. То есть, разнообразили тактику. И это большая особенность геймплея. Дальше - только характеристики и повышение уровня, чтобы сделать полноценной action/RPG.
Флакон кварца. Фиолетовый эльфийский портвейн, восстанавливающий часть жизней. Любопытно, но есть финт, который я никогда не замечал: на легком уровне сложности, перед смертью, герой автоматически выпивает такой флакон, а на сложном уровне, его нужно юзать вручную.
Мистическая урна. Знаете, что делает с ней Корвус? Когда ему становится совсем туго, он есть прах, который в ней находится, восстанавливая все свое ХП. Никакого уважения к мертвым эльфам. Хотя, может это прах местных людей.
Том силы. То, чем Сидхи так дорожили, чем гордились, и что у них украли армии Д'Спарила. При активации, на сорок секунд дарит всему оружию альтернативный, усиленный режим стрельбы. Арбалет стреляет стеной из стрел, эльфийская палка посылает двойной снаряд и т.д. Здесь, мне больше всего нравится усиленный режим у Перчаток некроманта, приобретающие способность высасывать жизнь у врага и передавать владельцу, и у Жезла феникса, который буквально превращается в огнемет. Томов силы можно набрать в рюкзаке несколько, используя по мере необходимости.
Временная бомба древних. В буквальном смысле слова, время убивает. Бросаем эти песочные часы возле врагов, и они детонируют (через пару секунд), унося с собой множество врагов. Глупо бросать ее против одного противника - лучше всего собрать их в круг или кучку.
Крылья ярости. Невероятно дисбалансный предмет. На короткое время наделяет эльфа способностью к полету, отчего тот способен левитировать по всему уроню, забираясь в труднодоступные места, или преодолевая участки с лавой, которая жжёт. Ощущается, словно вы ввели чит, но нет, все легально. Есть особенность данного артефакта, которая не позволяет проносить Крылья ярости через уровни - пользуйтесь там, где нашли.
Яйцо превращения. Дичь! Полная дичь. Швыряете во врагов кучку яиц, и те, в кого яйца попали, превращаются в кур. По крайней мере, теперь понятно, что раньше все-таки было яйцо, а не курица. Эффект полиморфа временный, но в это время враг почти беззащитен, и с ним можно легко расправиться.
Теневая сфера. На минутку делает главного героя полупрозрачным. В местах его путешествий не будет женских бань, или раздевалок, поэтому потратить свою невидимость придется на то, чтобы избежать нежелательных встреч с горгульями, змеями хаоса, големами и прочими гадами, получив немного защиты от не магических атак.
Кольцо неуязвимости. Один из самых крутых артефактов, так как дарит полную неспособность получать повреждения, на протяжении полминуты. А пока вы сражаетесь в неуязвимости, все ваше поле зрение застилает золотым фильтром, как будто вы царь Мидас.
Факел. Освещает темные места. В Heretic редко мне встречались темные места, а бить факелом нельзя.
Сумка. Удваивает количество патронов для вашего оружия. Надо понимать, что это один из лучших артефактов, потому что в боеприпасах нужда будет всегда, особенно в редких, которых не запасешься.
Устройство хаоса. Можно подумать, что при использовании, данное устройство убивает всех врагов на экране. А вот фигушки! Всего лишь, возвращает игрока на исходную позицию. Полезно, когда вы, словно хрупкая маленькая девушка, оказались в кольце брутальных верзил.
Эльф Соло
Мне повезло с игрой: в сборнике, откуда я ее вытянул, была полная версия, со всеми доступными уровнями. Многие же игроки довольствовались лишь первым уровнем (но со всеми десятью локациями), которые входили в shareware-версию, а за остальное приходилось платить... то есть не играть вовсе, так как в наших краях некуда было платить. В первом эпизоде отсутствовала часть вооружения, и не были представлены все враги, так что это лишь огрызок игры.
Корвус сначала расправляется с захватчиками из города, потом прыгает в портал, отправляясь в мир нечисти, откуда они пришли. А в финалочке, шныряет в еще один портал, чтобы оказаться под куполом мира, где правит Д'Спарил. В конце, правда, он и дальше продолжит бродить по порталам, надеясь вернуться домой, да все никак у него не получится: в вышедшем дополнении к игре, Корвусу накинут еще три эпизода странствий, после которых... нет, он все-таки не вернется домой, но мы будем думать, что для эльфа все закончится хорошо.
Ни в коем случае не хочу принизить боевые заслуги Корвуса, но, тем не менее, его тактика вызывает у меня вопросы. Когда он врывается в Город Проклятых, то начинает в рандомном порядке зачищать здания. И если начальные доки понять можно - наш мальчик приплывает в город на лодке, то следующий выбор зданий для атаки, вызывает недоумение: темница, сторожка, комната охраны, цитадель, собор, крипта... чтобы в итоге прийти в Адскую Пасть и отправиться, через портал, в следующий мир. А нельзя было сразу в Адскую Пасть? Тем более, что строения эти никак между собой не связаны и находятся в разных местах. С другой стороны - тогда бы месть за свой народ не была бы столь сладкой.
В итоге, Heretic просто прекрасный экземпляр добавки для тех, кто уже наигрался в Doom, и захотел чего-то такого же, но другого. И можно же было делать Doom 3-4-5-6 в той же обертке, но с новыми миссиями, или сваять похожую игру в футуристической тематике, однако разработчики из Raven решили сделать шаг вперед и удивить игроков, поменяв сеттинг. В какой-то степени игра и есть "Дум с магией", но в то же время она показала свою индивидуальность и уникальность, что позволило серии развиваться дальше.