Адмиралтеец
«Адмиралтейские и корабельные дела ведать стольнику комнатному Фёдору Матвеевичу, сыну Апраксину. А писать его во всяких делах Адмиралтейцем». Указ Петра I, 1700 год.
С началом Северной войны и строительством флота на Балтике в ведение адмиралтейца Апраксина, кроме воронежских и азовских, перешли верфи в Олонце и Санкт-Петербурге. То есть Федор Матвеевич руководил всем кораблестроением царства.
Первое время продолжалось энергичное строительство азовской флотилии. В частности, весной 1701 года на воронежской верфи был спущен на воду первый русский (в том смысле, что построенный русскими) 58-пушечный линейный корабль «Гото Предестинация» (по-русски «Божье провидение»).
К сожалению, усилия в южном направлении пошли прахом после поражения Петра I в Прутском походе. Весь за большие деньги построенный флот был либо уничтожен, либо продан туркам. Например, линкор «Гото Предестинация» стал турецким «Капудание Моско».
Но до этого еще предстояло дожить. А в 1706 году произошел новый скачок в карьере Федора Матвеевича. 30 июля по дороге в Киев скончался генерал-адмирал флота Федор Головин. Вскоре после похорон Головина царь издал указ:
«Адмиралтейца Федора Матвеевича Апраксина во всех указах и в приказных делах писать Адмиралом и Президентом Адмиралтейства»
Оборона Петербурга
Вот теперь пришла пора послужить и военном деле. В 1708 году шведы, кроме наступления главных сил Карла XII, предприняли операцию по захвату Санкт-Петербурга. Вторжение возглавил генерал Георг Либекер.
1 августа 1708 года около 12 тысяч шведов выступили из Выборга. В распоряжении Апраксина по всей Ингерманландии имелось свыше 20 тысяч человек. Очевидно, что сам Федор Матвеевич не имел военного опыта. Конечно при нем были генералы, но русские решили придерживаться оборонительного образа действий.
Самым логичным было не позволить Либекеру переправиться через Неву. Это было возможно, если учесть наличие у русских значительного количества кораблей. Тем не менее в результате боя 29 августа 1708 года шведам удалось переправиться на южный берег реки.
Тогда Апраксин стянул главные свои силы к оборонительным сооружениям Петербурга и послал конницу разорять местность. Армия Либекера не решилась на штурм и принялась ждать поддержки от флота.
Подошедший флот адмирала Анкерштерна ничего не мог поделать против укреплений русских на острове Котлин. Тремя годами ранее тот же Анкерштерн уже пытался преодолеть котлинскую позицию. Однако потерпел поражение. С тех пор русские только усилились.
Таким образом помощи от флота Либекер не получил. А между тем припасы у шведов начали подходить к концу. Либекер отвел войска от Петербурга к Копорскому заливу. В октябре ему не оставалось ничего иного, как признать поражение и начать эвакуацию армии на кораблях Анкерштерна.
Во время погрузки солдат Либекера на корабли оставшихся на берегу шведов атаковал Апраксин. Шведы потеряли в бою свыше тысячи человек. Потери русских: 50 человек убитыми и 220 ранеными.
Это была победа. Не яркая, не блестящая, ценой больших материальных затрат, но победа. Петр I оценил достижение своего любимца, приказав выбить в его честь именную медаль с надписью:
«Адмирал Ф. М. Апраксин, храня сие, не спит, лучше смерть, а не неверность».
В начале 1709 года Федор Матвеевич удостоен чина генерал-адмирала.
Осада Выборга
Следующей точкой приложения сил Апраксина стал Выборг. Главная крепость шведов, ограждающая Финляндию от вторжения русских. После победы под Полтавой пришло время надавить в северном направлении.
Поход на Выборг решено было начать до вскрытия льда в Финском заливе. То есть до появления здесь шведского флота. В марте 1710 года Федор Матвеевич во главе 8-тысячного корпуса двинулся по льду от острова Котлин к Выборгу. Поход занял несколько дней, и 21 марта русские внезапно объявились под стенами шведской крепости.
Шведов в Выборге было свыше 5 тысяч при 150 орудиях. Первым шагом Апраксин отсек крепость от сообщения с Финляндией, где зимовал Либекер. Далее начали осадные работы.
Надо понимать, что у Апраксина на данном этапе осады не имелось осадных орудий. Их собирались доставить морем, как только вскроется залив. Пока же рыли мёрзлую землю, блокировали гарнизон.
«Шанцами к неприятельским крепостям приближались ближе фузейной стрельбы и трудим бомбами сколько можем, а пушки наши нам мало помогают, понеже зело мало и легки: когда мы начинаем стрелять, то неприятель противу одной из десяти стреляет».
9 мая лично Петр I с адмиралом Крюйсом пробились с двумя сотнями транспортов через весенние льды. На судах доставили подкрепление, осадную артиллерию, провиант. Порох и боеприпасы. Осада пошла всерьез.
Шведский вице-адмирал Ватранг опоздал буквально на несколько дней. Он подошел к Выборгу, когда русские транспорты, разгрузившись, ушли назад к Петербургу.
В конце мая обустройство осадных батарей было завершено, и 1 июня началась бомбардировка. Русская армия уже готовилась к штурму, когда 9 июня 1710 года комендант Выборга запросил переговоров. 12 июня крепость сдалась. Гарнизон был пленен.
За взятие Выборга генерал-адмирал Апраксин удостоился ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
В 1711 году Петр I предпринял Прутский поход против Османской империи. Федор Матвеевич отправился на Азовскую флотилию. Толком на Азовском море ничего предпринять не успели, как получили известие о подписании Прутского мира. В соответствие с его условиями, Апраксин передал туркам Таганрог, Азов и часть флота.
Дальнейшая деятельность генерал-адмирала связана с северным направлением. На Балтике начиналось наступление русского флота.
Продолжение:
------------
Все очерки рубрики "Русские адмиралы":