Найти тему

Адмирал Апраксин. Часть 3. Генерал-адмирал русского флота

Федор Матвеевич Апраксин.
Федор Матвеевич Апраксин.

Наступление в Финляндии

В 1712 году настал черед Финляндии. Сам Петр I сосредоточил свое внимание на Померании. В Карелии за главного остался Федор Матвеевич Апраксин. В первую кампанию совершено немного. Настоящее наступление на Финляндию развернулось в 1713 году.

В завоевании этой страны важное место отводилось флоту. Но не линейному, которого у России на Балтике еще не было, а галерному.

Конечно, наткнись наши галеры даже в крупном числе на линейный флот шведов в два десятка вымпелов, нашим пришлось бы туго. Но в том-то и особенность кампании у финских берегов, что галерный флот может действовать в шхерах (многочисленных каналах между островами и островками), а линейным кораблям туда вход воспрещен.

Апраксин использовал это свойство театра военных действий. В мае 1713 года из Петербурга вышел флот в 200 малых судов: галер, скампавей, бригантин. На борту находилось до 16 тысяч солдат.

С первого броска был захвачен Гельсингфорс (Хельсинки). Далее требовалось побить полевую армию генерала Армфельдта. 6 октября 1713 года русский корпус под командованием Апраксина и будущего фельдмаршала Михаила Голицына дал шведам бой у реки Пялькане.

Старшим в чине был Апраксин. Хотя более опытным в полевом бою, конечно, Голицын. Тандем сработал без осечки. Бой длился более трёх часов. Шведы потерпели поражение и отошли к Лаппола, где их уже в феврале 1714 года еще раз побил Голицын.

Итогом кампании 1713 года стало завоевание южной Финляндии. Для наступления дальше армии требовалась поддержка флота уже за пределами Финского залива. Но в открытую Балтику еще нужно было прорваться через линейный флот шведов. Этот прорыв в 1714 году привел к сражению при Гангуте.

Схема боя при Гангуте.
Схема боя при Гангуте.

Сражение при Гангуте

Предполагая попытку прорыва русского галерного флота, шведы уже в апреле 1714 года выслали к выходу из Финского залива эскадру адмирала Ватранга в 16 линейных кораблей. В конце апреля Ватранг занял позиции у полуострова Гангут.

Особенности побережья у Гангута исключали незаметный прорыв русских галер через шхеры. А выдержать открытый бой с таким мощным линейным флотом русский галерный флот (99 вымпелов) не мог. Надо было что-то придумать.

Поначалу Петр I с Апраксиным решили перебросить галеры сухим путем через перешеек полуострова. Русским не привыкать таскать корабли волоком.

Тогда Ватранг выделил небольшой отряд (18-пушечный прам, 6 галер, 3 шхербота) контр-адмирала Эреншильда, чтобы тот встал у западного конца возможной переволоки.

И тут за наших сыграла погода – на море пал штиль. Более юркие гребные суда получили преимущество в передвижении перед линейными парусными громадинами. Часть наших галер тут же проскочила мористее шведов.

Чтобы не допустить прохода остальных, Ватранг отвел свой флот от берега и встал на пути прорыва русских галер. Тем самым он приоткрыл противнику окно близ берега. Воспользовавшись им, мимо Гангута проскочил Апраксин с главными силами флота.

27 июля 1714 года весь наш галерный флот вдруг оказался перед отрядом Эреншильда. У шведов не было ни одного шанса. Через несколько часов корабли Эреншильда были взяты на абордаж. Пропустившему русских Ватрангу не оставалось ничего иного, как уйти к берегам Швеции.

По своему масштабу победа при Гангуте не выглядит крупным событием. Однако это была первая заметная победа русского флота на Балтике. Петр I очень ценил ее: «Государь желал почитать Гангутское сражение наравне с Полтавским».

А. Боголюбов. Сражение при Гангуте.
А. Боголюбов. Сражение при Гангуте.

Додавить шведа

Захват финского побережья и Аландских островов дал русским базу для нападений на берега Швеции. С этого момента едва ли не ежегодно наши корабли с десантом совершали набеги на Швецию.

Верховное командование флотом принадлежало генерал-адмиралу Апраксину. Именно на нем лежала задача кошмарить шведов, принуждая их к заключению мира. Его набеги подходили под самые ворота Стокгольма. Ну, ладно, небольшое преувеличение. Но в 15 верстах от шведской столицы русские появлялись.

Одновременно Апраксин рос в должностях. В 1717 году он назначен президентом Адмиралтейств-коллегии. Вполне резонно и заслуженно. В том же году русские корабли с десантом дотянулись до острова Готланд.

Наконец, в 1721 году шведы подписали мир в Ништадте. Россия официально утвердилась на Балтийском море. Не зная, чем уж и наградить своего любимца, Петр I удостоил его персонального права поднимать в море кейзер-флаг, знак флагмана флота высшей степени.

Памятная монета с изображением Ф.М. Апраксина.
Памятная монета с изображением Ф.М. Апраксина.

Последние годы

В Персидском походе 1722 года Апраксин командовал Каспийской флотилией. Поход завершился успешно. Россия утвердилась в Баку и Дербенте.

Далее Петр I начал развивать бурную деятельность с целью открытия новых земель. Готовилась экспедиция на Мадагаскар, на Дальний Восток. Далеко не все замыслы удалось воплотить – Петр I скончался в январе 1725 года. Значение флота стало падать.

Уже в 1726 году из-за нехватки средств не удалось как следует снарядить флот. Да и береговые укрепления находились в плачевном состоянии. А на Балтике появился английский флот. Апраксин выделил 2 тысячи рублей из своего кошелька.

Дальше дело пошло еще хуже. После смерти Екатерины I в 1727 году начались великие придворные баталии за влияние на юного Петра II. До флота ли тут?

Впрочем и Федору Матвеевичу уже подступало под семьдесят лет. Адмирала уже посещали возрастные болезни. И вот 10 ноября 1728 года Федор Матвеевич Апраксин скончался. Супруга адмирала скончалась еще в 1702 году. Детей у Апраксиных не было.

------------

Все очерки рубрики "Русские адмиралы":

Русские адмиралы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен