Приводимый материал основывается на статье "Metalcasting Growth Strategies I: Setting the Stage for Growth", опубликованной в издании Foundry Management & Technology. В обсуждаемой работе автор, опираясь на свой многолетний опыт в сфере литья металлов и сплавов, рассматривает ряд ключевых наблюдений, важных для разработки и реализации стратегий устойчивого роста литейных предприятий. В частности, автор подчеркивает, что литейное производство – это технологический процесс, а не отдельная отрасль. Это понимание помогает литейным предприятиям лучше ориентироваться на потребности рынка и конечных пользователей. Отмечается медленный рост литейного сектора в целом при наличии отдельных быстрорастущих сегментов, что требует тщательной сегментации рынков для выявления значимых возможностей. Автор рассматривает влияние инфляции и крупных инфраструктурных проектов на спрос на литейную продукцию, а также подчеркивает важность отслеживания глобального перемещения отливок, что существенно влияет на восприятие роста рынка внутри стран. Кроме того, обращается внимание на консолидацию клиентской базы в области литейного производства. Далее рассмотрим материал в изложении автора с некоторыми редакционными комментариями и пояснениями.
Литейное производство – это сложный бизнес. Выжить в нем, не говоря уже о долгосрочном росте, – задача непростая. Цель данного цикла статей – предоставить перспективы и инструменты, которые литейные заводы могут использовать для устойчивого и прибыльного роста. Опыт автора, вначале как поставщика вспомогательной продукции для мировой литейной промышленности, а затем как стратега в секторе литья металлов и сплавов, позволяет рассмотреть проблемы и возможности роста для литейных заводов с использованием ряда стратегических инструментов и методов.
В приведенной статье автор выделил ключевые наблюдения, имеющие значение для определения текущих рамок, в которых должны разрабатываться и реализовываться стратегии роста литейного производства в глобальном масштабе.
Наблюдение 1: «Литейное производство» – это не отрасль
В рыночном контексте важно понять, что «литейное производство» не является отраслью. Литейное производство представляет собой совокупность технологических процессов, в которых расплавленный металл используется для формирования отливок различного назначения путем его заливки в специально подготовленные формы. Упоминание литейного производства как отрасли имеет глубокие исторические корни, восходящие к ремесленным гильдиям доиндустриальной эпохи и поддерживаемые тесным братством литейщиков и торговыми ассоциациями.
Хотя литейные процессы уникальны, и упоминание «литейного производства» как отрасли может быть полезно во многих отношениях, а в ряде случаев и необходимо, со стратегической точки зрения сосредоточение на литейном производстве как на объекте и процессе может привести к утрате общей картины. Это создает менталитет «если мы это сделаем, они придут (и купят)». Вместо этого, подход должен начинаться с вопроса: «что мы должны сделать, вывести на рынок или продать».
Рассмотрение литья металлов как рынка приближает нас к пониманию того, что необходимо для стратегии роста. Еще конкретнее, тщательная сегментация рынков сбыта конечным потребителям и выделение соответствующих подсегментов поможет лучше понять наиболее значимые возможности для роста литейных предприятий.
Наблюдение 2: Литье металлов в целом является медленно растущим сектором экономики, однако всегда есть сегменты, демонстрирующие быстрый рост
К примеру, в США за последние 40 лет спрос на продукцию литейного производства увеличивался примерно на 0,52% в тоннажном исчислении, в то время как общемировой рост за этот же период составил в среднем около 3,1%. Несмотря на важность литья для экономики и общества, объемы его потребления в сравнении с другими отраслями уменьшаются. В этом отношении даже сектора с высокими для литья темпами роста не выглядят такими уж быстрорастущими. К примеру, сектор алюминиевого литья рос на 4,2% в год в глобальном масштабе с 1975 года.
Хотя рынок литья металлов в целом имеет низкие темпы роста, всегда есть отдельные рынки, растущие значительными темпами. Поиск и непосредственное участие в этих рынках может стать ключом к стратегии роста литейного производства. Автор отмечает, что производственные мощности США и Европы в большей степени ориентированы на выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, что является одной из причин "перемещения" литья металлов в регионы с более низкими затратами на производство.
Наблюдение 3: Инфляция не означает рост
Хотя объемы литья металлов растут медленно, изменение цен на литье могут создать видимость роста отрасли за счет инфляции. Например, в США производство алюминиевого литья росло в среднем на 4,2% с 1975 года, в то время как стоимость алюминиевого сырья за этот же период увеличилась в три-четыре раза, что делает очевидный рост выручки от алюминиевого литья двузначным. Не так давно стоимость чугунного литья резко возросла из-за инфляции лома и других производственных материалов.
Когда инфляция товаров может быть переложена на клиентов, включая дополнительные расходы, связанные с финансированием оборотного капитала, она может быть выгодна для литейщиков. Однако инфляция товаров является лишь временной передышкой для литейщиков в условиях, когда поставки литья ограничены. Более того, инфляция представляет собой огромный риск для литейщиков, поскольку увеличивает издержки ведения бизнеса с крупными OEM-производителями (оригинальными производителями оборудования).
Наблюдение 4: Инфраструктурные проекты влияют на литейную отрасль
Строительные бумы искажают базовый спрос на литейную продукцию и приводят к избыточным производственным мощностям. Литейщики по праву гордятся значимостью их продукции для современной жизни, особенно в периоды активного строительства и развития инфраструктуры, когда требуются большие объемы литья как для самой инфраструктуры, так и для оборудования, необходимого для её строительства.
Такие инфраструктурные всплески предлагают литейщикам значительные возможности для роста бизнеса. К примеру, трансформация энергетического сектора США благодаря внедрению технологий горизонтального бурения для добычи сланцевого газа может стать революционной для новых поколений литейщиков металла. Требования к бурению и добыче газа очевидны, но более важными являются отливки, необходимые для транспортировки, сжижения, хранения, отправки и использования газа. Переход от угольных операций к газовым заставляет коммунальные службы потреблять отливки с ненасытной скоростью. Производственная активность в нефтехимической отрасли растет из-за дешевого сырья, создавая спрос на насосы, компрессоры и другое оборудование, требующее литья. Вероятно, что энергоемкие отрасли, которые давно покинули США, могут вернуться.
Однако наращивание инфраструктуры имеет и негативные стороны для литейного сектора. Литейные производственные мощности, построенные для удовлетворения спроса в период активного развития инфраструктуры, могут оставаться избыточными долгое время. Сталелитейная промышленность служит примером: в начале наращивания инфраструктуры в 1880 году годовая мощность стального литья в США оценивалась в 768 700 тонн, что превышает общий объем производства стального литья в США в 2009 году.
Самые масштабные расходы на инфраструктуру в истории, вероятно, будут осуществляться в течение следующих 20 лет. Оценочные инвестиции в энергетическую, водную и транспортную инфраструктуру, ключевые рынки для литья, достигают $40 трлн. Это создает как возможности, так и угрозы для литейного бизнеса.
Наблюдение 5: Глобальное перемещение производства литейной продукции
Отливки «плавают». Самое важное понимание, которое автор получил, управляя глобальным бизнесом расходных материалов для литья, заключалось в том, что отливки перемещаются из одной страны в другую. К примеру, когда литейный завод Chrysler в Индианаполисе закрылся, потребности Chrysler в отливках не исчезли. Производство просто переместилось в Мексику и Бразилию. Поэтому для глобального поставщика задача заключается в том, чтобы отслеживать перемещение отливок.
Плавающие отливки могут значительно исказить восприятие роста внутри стран. В примере Chrysler спрос на отливки остался в США – исчезло только предложение. Аналогично, рост отливок, «плавающих» на юге, не представлял новый спрос на мировом рынке. Понимание этого феномена критически важно для разработки стратегий роста для литейных заводов.
Наблюдение 6: Значительные объемы литья экспортируются инкогнито
Литейщики по всему миру сталкиваются с проблемой импортного литья. Даже индийские производители регулярно лоббируют повышение тарифов на китайскую продукцию. Литейные заводы в странах с низкой стоимостью труда стремятся к экспортным возможностям. Однако гораздо более значимая история с точки зрения стратегии роста – это огромный объем литья, экспортируемого и импортируемого в составе тракторов, землеройного оборудования, автомобилей, станков, насосов, клапанов и компрессоров, и это лишь некоторые примеры.
Чтобы лучше понять этот момент, взглянем на производство литья на душу населения. В среднем в мире ежегодно потребляется около 19 кг литья на человека. Но такие страны, как Германия, Япония и Корея, производят более чем в два раза больше на душу населения. Объяснение несложное: избыток литья экспортируется. Корея – яркий пример: до 70% всех автомобилей, произведенных в стране, идут на экспорт. Эти автомобили содержат гораздо больше литья, чем общий экспорт необработанного и обработанного литья из Кореи.
В связи с этим осознание значимости таких объемов экспортируемого литья может существенно повлиять на стратегии роста литейных заводов в США, особенно в контексте улучшения их производственной среды по сравнению с другими странами.
Наблюдение 7: Клиентская база потребителей литья консолидируется
Литейщики хорошо осведомлены о большой силе OEM-производителей в переговорах по покупке литья из-за их масштабов и высокой покупательной способности. Тенденция к консолидации среди OEM-производителей ускорилась в последние годы и, вероятно, продолжится. Эти процессы консолидации среди потребителей литья могут привести к более глубоким изменениям для литейщиков, чем любая другая тенденция. Хотя это может восприниматься негативно многими производителями, другие увидят в этом значительную возможность или, по крайней мере, неизбежность, которую нужно учитывать в стратегиях развития бизнеса.
Низкие темпы роста, изменчивые издержки, нестабильные рынки, избыточные и незагруженные производственные мощности, скрытый импорт и экспорт, консолидация клиентов – это сложная среда для любого бизнеса. В условиях сложной среды для литейного производства внимание к стратегии – это вопрос выживания, а не роскошь. Вместе с тем, автор считает, что существуют полезные стратегические инструменты и методы, направленные на развитие литейных предприятий в условиях сложной и изменчивой среды, которые будут рассмотрены в следующих статьях данного цикла.
По мнению редактора, многие из обозначенных наблюдений являются актуальными и для российских реалий литейного бизнеса. В частности, вполне целесообразной представляется рекомендация сосредоточиться на сегментации рынка и выявлении наиболее перспективных сегментов. Не следует ограничиваться традиционным подходом к литейному производству, необходимо рассматривать его как часть более широкого процесса создания добавленной стоимости. При этом важно формировать индивидуальные стратегии для различных сегментов рынка, чтобы максимально точно удовлетворить их потребности. Большое значение в новых условиях приобретает маркетинговая аналитика, с учетом нарастающих трендов по импортозамещению логично будет инвестировать в отраслевые сегменты с высокими темпами роста. Важное значение приобретают стратегии диверсификации, позволяющие смягчить риски, связанные с изменениями спроса. Регулярный анализ объемов и направлений экспорта и импорта, к примеру, в рамках БРИКС, позволит лучше понять рыночные тенденции и адаптировать свою стратегию.
Хотелось бы отметить, что в условиях быстро меняющегося рынка и глобальных вызовов одним из примеров реализации стратегического подхода к развитию и укреплению позиций может служить литейный завод «Литмаш». Придерживаясь неизменно высоких стандартов качества и постоянно внедряя новые технологические достижения в области литейного производства, завод "Литмаш" ориентирован на выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных отношений с заказчиками и максимально полное удовлетворение всех текущих и перспективных потребностей с учетом наработанного опыта и имеющейся производственной базы.