«Business Excellence», июнь 2024.
Рубрика: Качество. Автор: Андрей Клочков.
Опыт внедрения ПО для управления качеством показывает, что собственники и руководители начинают ответственно подходить к решению проблем бизнес- процессов в своих организациях, а также к фактическим затратам на качество. Какую роль в управлении качеством должно играть руководство предприятия, чтобы внедрение СМК не превратилось в формальность и принесло компании реальную пользу?
Зачем нужна автоматизация качества
Задачи по управлению качеством, как правило, делегируются специализированному отделу внутри компании. Такие подразделения формируются при необходимости прохождения внешних аудитов от заказчиков на соответствие отраслевым требованиям и международным стандартам. Существует также множество предприятий, в которых управление качеством возлагается на ответственных за производство или директоров и владельцев.
Однако при расширении производства или начале поставок для отраслей с установленными требованиями по качеству (автомобилестроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, пищевое производство и др.) выстроить систему управления качеством самостоятельно — сложная задача даже для специалистов с профильным образованием. Это приводит к тому, что СМК существует отдельно от производства и не реализует ключевые принципы:
• ориентация на потребителя — организации зависят от своих клиентов и должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;
• лидерство руководителя — руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности, создает и поддерживает внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью включены в решение задач;
• вовлечение персонала — сотрудники всех уровней составляют основу организации, их активное участие в бизнес-процессах дает возможность с выгодой использовать их способности;
• процессный подход — желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и ресурсами управляют как процессом;
• системный подход к управлению — выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации;
• постоянное улучшение — непрерывное совершенствование процессов следует рассматривать как неизменную цель организации;
• принятие решений, основанных на фактах — эффективные решения должны опираться на анализ данных;
• взаимовыгодные отношения с поставщиками — организация и поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Справочно
Внедрение QMS (Quality Management System) на предприятии так же важно, как и использование ERP-системы или программы для ведения бухучета, так как наряду с ними позволяет управлять производственными процессами, получая объективные данные в режиме реального времени, а также реагировать на динамически изменяющиеся требования и конъюнктуру рынка
При внедрении СМК большинство руководителей стремятся выполнить требования заказчиков или аудиторов, не осознавая, что автоматизированные системы нужны им самим для эффективной и удобной ежедневной работы. Это можно сравнить с информационными системами для бухучета, которые «из коробки» реализуют требования по предоставлению налоговой и бухгалтерской отчетности в контролирующие органы. Или информационными системами для проектирования (CAD-системы), формирующими чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов.
Реализация ключевых принципов СМК
Информационная система АИСМК призвана предоставлять собственникам и руководству компании всю необходимую аналитическую информацию о качестве. Каждый из ключевых принципов системы менеджмента качества нашел реализацию в ПО.
Ориентация на потребителя
В АИСМК реализовано несколько методологий по организации взаимодействия с потребителями. В модуле АИСМК.УР (Управление рекламациями) ведется учет и обработка всех полученных рекламаций от каждого потребителя. Производится классификация и определение предупредительных мероприятий, направленных на исключение подобных отклонений или несоответствий в будущем.
Для каждого потребителя могут определяться специфические требования по обработке поступающих от него обращений и указана индивидуальная бизнес-логика обработки, которая может включать применение диаграммы Исикавы для определения корневых причин и метода «5 почему» для работы с гипотезами. Опция «Портал заказчиков» позволит отслеживать все этапы обработки направляемых рекламаций и тем самым повысить лояльность потребителя.
Лидерство руководителя
Использование единого профессионального решения для управления процессами менеджмента качества уже на этапе внедрения демонстрирует сотрудникам вовлеченность и профессионализм руководства, понимание задач компании и желание организовать рабочий процесс в соответствии с лучшими мировыми практиками. В АИСМК реализована концепция коробочного решения для внедрения в максимально короткие сроки и с учетом специфических требований заказчика.
Вовлечение персонала
Модули АИСМК работают на всём жизненном цикле изделия или услуги, со стадии проектирования (Модуль УМ — Управление мероприятиями, опция «Диаграмма Ганта») и до гарантийного и постгарантийного обслуживания (Модуль УР — Управление рекламациями, Прослеживаемость). Начиная с входного контроля, операторы или контролёры участвуют в процессе, проводя испытания и регистрируя результаты.
К системе АИСМК могут быть подключены цифровые средства измерения, включая трехкоординатные машины или другие комплексные системы, применяемые при контроле. В процессе производства рабочие и контролёры проводят измерения между производственными операциями и автоматически получают результаты анализа (Модули АИСМК.СК — Статистический контроль и АИСМК.ВК — Выборочный контроль).
Сотрудники департамента закупок и бухгалтерии получают объективную информацию о качестве поставок и быстро реагируют на любые отрицательные изменения.
Инженеры по качеству, технологи и производственный персонал совместно с руководством принимают участие в заседаниях команд по управлению рисками (Модуль АИСМК.АР), формируя единую базу знаний компании (Модуль АКП — Анализ корневых причин).
Проведение внутренних аудитов на соответствие различным стандартам, а также внешних аудитов поставщиков позволяет получить подробную информацию о текущем состоянии СМК и определить мероприятия по снижению внешних и внутренних рисков (Модуль АИСМК.Аудит).
Процессный подход
Модульное программное обеспечение АИСМК позволяет сфокусироваться на определенных бизнес-процессах организации. Например, для автоматизации процесса «Входной контроль» используются связь модулей АИСМК.ВК (Выборочный контроль) и АИСМК.УР (Управление рекламациями), а также модуль АИСМК.СШ (Сервисная шина), реализующих возможность взаимодействия с внешними системами, например с 1С, SAP, «Галактика» и др. При данном подходе инженеры по качеству сформируют «Планы испытаний» на каждое изделие или группу изделий, которые, в свою очередь, будут синхронизированы с ERP-системой.
Далее на основании регистрации в ERP нового поступления товара операторы входного контроля проведут испытания и зарегистрируют результаты в системе, сформируют «выпускные» документы и логистические бирки. При обнаружении несоответствий создаются внутренние рекламации, которые проходят по определенному в АИСМК бизнес-процессу, и в случае необходимости рекламация может быть направлена поставщику. Для этого можно воспользоваться электронной почтой или специальной опцией «Портал поставщиков», которая предоставит интерфейс обработки рекламаций через стандартный браузер.
Все эти действия повлияют на рейтинг поставщика и передадутся в ERP-систему. Таким образом, входной контроль будет полностью автоматизирован, а все данные будут доступны для проведения различных типов анализов.
Стоит отметить, что в качестве дальнейшего развития можно использовать модуль АИСМК.АР (Анализ рисков), так как в результате анализа рисков по методологии FMEA в системе АИСМК сформируются «Планы контроля», «Карты потока процесса», «Планы испытаний» и «Рабочие инструкции». Все эти документы могут быть использованы в любых других модулях системы.
Системный подход к менеджменту
Одним из примеров реализации системного подхода в АИСМК является использование формируемых документов в любых модулях системы. Например, метрологи проводят калибровку и поверку средств измерений, которые применяются для выборочного или статистического контроля. С учетом сроков проведения регламентных работ со средством измерений инженеры, отвечающие за промежуточный контроль, сразу будут проинформированы о необходимости возврата данных устройств в лаборатории, а также внесения изменений в действующие планы испытаний, в которых используется данное средство измерений. Такого рода взаимодействия между объектами в АИСМК обеспечивают прозрачность учета и позволяют определить затраты на качество.
Постоянное улучшение
В результате определения инженерами по качеству корневых причин несоответствий, назначения срочных и предупредительных мероприятий, а также анализа рисков и обработки результатов внутренних аудитов СМК, формируется единая база знаний компании, в которой собраны все решения всех возникающих задач с описанием путей решения. Подобные данные являются одними из самых ценных наряду с технологиями производства и моделями изделий. АИСМК индексирует и маркирует данные на основе семантики текста и классифицирует всю информацию, делая возможным поиск по базе знаний на «живом» языке, так же, как в «Яндексе» или Google. Совместная работа межфункциональных команд включает в себя ретроспективный анализ лучших практик, снижая затраты на качество и улучшая показатели качества в целом.
Принятие решений, основанных на фактах
АИСМК спроектирована для удовлетворения требований как малого, так и крупного бизнеса, что позволяет производить глубокий анализ в режиме реального времени. Например, при завершении контроля с использованием современных координатных машин, измеряющих более 2,5 тыс. точек, АИСМК построит 2,5 тыс. контрольных карт и укажет любые возникающие отклонения от стабильности. Технические характеристики АИСМК позволяют обрабатывать до миллиона измеряемых характеристик в минуту, однако человек не способен воспринять такие объемы информации, даже уже проанализированной. Именно поэтому в АИСМК встроен модуль SPC-AI (Искусственный интеллект), классифицирующий построенные контрольные карты при помощи обучающихся нейронных сетей, в результате работы которых инженеры по качеству сразу видят, в каких производственных процессах происходят отрицательные изменения стабильности.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
И в этом вопросе АИСМК предлагает проверенное временем и описанное в стандартах решение. Для всех зарегистрированных в системе поставщиков рассчитывается «Индекс качества» в разрезе каждого поставляемого изделия. Для каждого поставщика предусмотрены процедуры «Одобрения», которые могут включать необходимые требования и характеристики к товарам. Исходя из анализа рекламаций, АИСМК изменяет «Индекс качества» на основе «мягких» и «жестких» факторов, а также предоставляет возможность сокращения объема контроля для поставщиков с высоким рейтингом при помощи методологии Skiplot (Пропуск партии). Все данные по поставщикам синхронизируются с ERP-системой для принятия других бизнес-решений.
Внедрение АИСМК
Внедрение ПО — непростая задача, именно поэтому АИСМК была разработана с учетом требований различных организаций и лучших мировых аналогов. Применение современных методологий разработки позволило значительно упростить процессы добавления любых новых реквизитов к любым моделям системы: пользователи могут самостоятельно добавить необходимые им поля и расположить их в нужных местах экрана.
Термины и определения, которые используются системой, могут быть изменены при помощи компонента АИСМК. Тезаурус поддерживает работу на нескольких языках. Любые изменения моделей данных распространяются и на модуль АИСМК.СШ, т. е. становятся доступны для импорта и экспорта без дополнительной доработки ПО.
Несмотря на цифровизацию всех процессов управления качеством, некоторые документы всё-таки требуют вывода на печать, и изменение шаблонов печатных форм может быть сделано пользователями системы также самостоятельно. Остальные вопросы решаются в процессе внедрения и обучения.
Практический опыт
Cовместный проект с РИА «Стандарты и качество» и ГК «Финвал» направлен не только на теоретическое ознакомление с функциональными возможностями АИСМК. В шоуруме на базе «Центра технологий машиностроения ГК «Финвал» в Москве можно вживую ознакомиться с ПО, самостоятельно пройти процесс с применением современных измерительных систем и получить полную информацию обо всех этапах внедрения. Будем рады ответить на ваши вопросы и показать АИСМК для вашей компании.
ГЛОССАРИЙ
ERP (англ. Enterprise Resource Planning — «планирование ресурсов предприятия»).
Система ПО, помогающая управлять всеми аспектами бизнеса, включая финансы, кадры, производство, цепочку поставок, услуги, закупки и т. д. Обеспечивает автоматизацию, интеграцию и интеллектуальную обработку данных, необходимую для эффективного выполнения всех бизнес-операций.
Диаграмма Исикавы (диаграмма «рыбьей кости» от англ. fishbone diagram, «причинно-следственная диаграмма» — англ. cause and effect diagram, а также диаграмма анализа корневых причин).
Один из семи основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов. Используется для выявления факторов процесса, влияющих на результат.
Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта, календарный график).
Популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Используется в приложениях по управлению проектами.
«5 почему»
Техника изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «почему?». Каждый последующий вопрос задается к ответам на предыдущий.
***
РИА «Стандарты и качество»
По вопросам подписки обращайтесь
по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk
VK: https://vk.com/be_mag
#СТандартыиКачество