Рубеж 17 и 18-го веков. Человечество угорает по электричеству. Новое невероятное явление, а это значит, надо потыркать им во всё на свете. Просто из интереса.
И вот в 1800 г. английский хирург Энтони Карлайл и его товарищ, доморощенный химик Уильям Николсон спускают в воду два электрода и пропускают через нее электрический ток.
Что же они видят? На обоих электродах появляются небольшие пузырьки. Весело, даже задорно. Естествоиспытатели публикуют работу «Разложение воды электрическим током гальванического элемента» и на том успокаиваются.
Не успокаиваются английский химик Хэнфри Дэви и немецкий физик Иоганн Риттер. В тот же год первый из них доказывает, что вода-таки состоит из кислорода и водорода, а второй собирает эти газы, полученные электролизом воды, по отдельности.
В это время растет и крепнет мировое светило – английский физик Майкл Фарадей. Будучи увлеченным электромагнитными явлениями, Фарадей обращает внимание на влияние тока на воду.
И вот в период с 1833 по 1836 гг. Фарадей выводит свои законы электролиза. Он говорит следующее: «Пропускам электричество через среду и в результате этого на электродах у нас выделяются новые вещества, так? Тогда я вам говорю, что количество вещества, которое выделится, будет строго пропорционально количеству тока, который мы пропустим через среду.» Это первое и самое очевидное.
«А вот вам второе, – говорит Фарадей. – Любое вещество состоит из одинаковых микрокирпичиков: вода – из водных, железо – из железных и т.д. У каждого сорта кирпичиков своя собственная уникальная масса. Заряженные кирпичики одного сорта (ионы) тоже имеют свою собственную массу. Заряд ионов – не какой-то там непрерывный, а всегда кратен заряду тех фиговин, которые составляют электрический ток. Дальше сами разбирайтесь, я пошел физику поля открывать и электрогенератор делать».
Это всё Фарадей выдал еще до открытия электронов, протонов и нейтронов. Не то чтобы атомистические теории не ходили до Фарадея, но такую связь с реальным миром они получили благодаря его работам по электролизу воды.