К сожалению, продажи компьютерных игр не всегда зависят от их качества. Зачастую, решает хорошая рекламная кампания. И если разработчик вложил душу в свой проект, но издатель не вложился в рекламу, то отличная игра может пройти незамеченной. Особенно, когда выходит в одно время с раскрученными ААА-проектами. В этой статье я хочу рассказать (или напомнить) вам о прекрасных шутерах от первого лица, которые могли пройти мимо вас из-за слабой рекламы в год выхода. Несмотря на свой возраст, они по-прежнему выглядят достойно и могут подарить вам несколько часов чистого удовольствия.
1) Call of Juarez: Сокровища Ацтеков (2006)
Польская студия Techland сейчас больше известна как разработчик зомби-шутеров. Из-под её крыла вышли такие серии как Dead Island и Dying Light. Однако есть в портфолио этой студии и парочка неплохих вестернов серии Call of Juarez, первая игра которой вышла в 2006 году и получила в русской локализации подзаголовок "Сокровища Ацтеков".
Приключения мексиканского паренька Билли и пожилого преподобного Рэя запали мне в душу, ведь это был первый настоящий игровестерн с которым я познакомился. После "Сокровищ" вышли ещё три части в разной стилистике, но первый Call of Juarez, на мой взгляд, до сих пор лучшая игра в серии!
Чем хорош?
Настоящая атмосфера Дикого Запада, старинные револьверы, подлые "гринго", любовная линия и тайна давно утерянных сокровищ. А ещё - яркая графика, которая даже сейчас смотрится достойно, и прекрасная реализация эффектов стрельбы. Сюжет тоже не подкачал - от игры сложно оторваться до самого конца, тем более, что стиль прохождения за двух главных героев существенно отличается.
Почему забыт?
Потому что 2006 год был очень богат на хитовые игры в разных жанрах. Если брать только шутеры, то Call of Juarez было очень трудно конкурировать с Half-Life 2: Episode One, Battlefield 2142, Prey, F.E.A.R.: Extraction Point и Serious Sam 2. К тому же, на тот момент уже были популярны такие вестерны как Gun и Red Dead Revolver.
2) Clive Barker’s Jericho (2007)
Об этой игре даже в Википедии нет нормальной статьи, что для меня весьма удивительно ведь Jericho - это крайне самобытный и запоминающийся шутер. Не покривлю душой, если скажу, что это одна из немногих игр, которые я хочу периодически перепроходить.
Семеро агентов военно-оккультного департамента, обладающих сверхспособностями, отправляются в пустыню Эль-Хали, где замечена нездоровая активность потусторонних сил. Операция сразу же идёт не по плану: командира убивает какой-то демон и команда героев вынуждена перемещаться по временным эпохам, чтобы сорвать планы Перворожденного - всеми забытого первого сына Бога.
Чем хорош?
Душа командира отряда может перемещаться в любого члена отряда, а это значит, что в любой момент можно переключаться между ними. Это крутейшая фишка, дающая простор для фантазии при прохождении!
В игре густая атмосфера безысходности, а также по-хорошему отвратительные враги и монументально-омерзительные локации. Всё в духе Клайва Баркера, который, на минуточку, является автором серии ужастиков "Восставший из Ада".
Ну и, конечно же, яркие персонажи! Их характеры отлично прописаны, а диалоги действительно интересно слушать. До сих помню как Фрэнк Дельгадо подколол лесбиянку Эбигейл Блэк, в которую переместилась душа командира отряда: "Ну, что Блэк, каково это - чувствовать в себе мужчину?"
Почему забыт?
Потому что в 2007 году на игровом рынке снова была огромная конкуренция: Crysis, Call of Duty 4: Modern Warfare, BioShock, Half-Life 2: Episode Two и ещё десяток знаковых для индустрии шутеров. Кроме того, Jericho была слишком необычной игрой с гипертрофированной жестокостью и литрами кровищи. Да и сюжет, заигрывающий с религией, многим не понравился...
3) Brothers in Arms: Hells Highway (2008)
Серия Brothers in Arms всегда стояла особняком среди других шутеров о Второй мировой войне. Это не заскриптованная адреналиновая "пулялка", как Call of Duty и не "пластмассовая" Medal of Honor с завышенной сложностью. Первая часть Brothers in Arms вместе с аддоном была глотком свежего воздуха для любителей шутеров в сеттинге ВОВ. В стандартный шутерный геймплей были ненавязчиво вплетены элементы тактики, которые добавляли реалистичности.
Brothers in Arms: Hells Highway продолжила традиции серии - только с симпатичной современной графикой, лучшей разрушаемостью объектов и более реалистичной "расчленёнкой". Эту игру я прошёл на одном дыхании в год выхода и остался очень доволен.
Чем хорош?
Это максимально кинематографичный шутер, который по атмосфере, локациям и образам персонажей полностью соответствует культовому сериалу Стивена Спилберга "Братья по оружию". Относительно недавно я перепроходил эту игру и одновременно наслаждался сериалом. Двойное удовольствие!
Здесь есть отличный сюжет, драма и живые персонажи. Геймплей может показаться однообразным, но не успевает надоесть, так как игра достаточно короткая, а уровни отличаются разнообразием.
Почему забыт?
Как и в двух предыдущих случаях, в год выхода у Brothers in Arms: Hells Highway было много конкурентов. Более динамичную и "ненапряжную" Call of Duty: World at War игроки приняли лучше и покупали охотнее. Отпугивал их и нестандартный геймплей, когда нужно искать укрытия и продумывать тактику, а не переть напролом с "томпсоном" наперевес.
4) Анабиоз. Сон разума (2008)
За разработкой этой игры я следил с конца 2006 года, когда впервые прочитал о ней в декабрьском номере журнала "PC-игры". Это максимально необычный шутер с элементами хоррора, действие которого происходит на застрявшем атомном ледоколе. В игре сложный сюжет с примесью мистики и философии, а также прекрасно реализованная механика замерзания героя, оружия и поверхностей. Играть непросто, но атмосфера затягивает.
Чем хорош?
Нестандартный сеттинг, запутанный сюжет, великолепное звуковое оформление и тягучая морозная атмосфера заброшенного корабля, на котором произошло что-то ужасное. Этакий своеобразный Сайлент Хилл на Северном полюсе. Словами толком не объяснить - в это надо хоть раз поиграть!
Почему забыт?
Потому что шутеры, сделанные на постсоветском пространстве никогда не имели большого успеха (S.T.A.L.K.E.R и Metro - исключение). Плюс в "Анабиозе" довольно нетипичный геймплей и сюжет, который трудно понять, если играть быстро и не обшаривать каждую локацию в поисках записок и намёков, раскрывающих события, произошедшие на корабле. И, опять же - конкуренция.
5) Singularity (2010)
В этот шутер я поиграл совсем недавно, хотя знал о нём с момента выхода (после прохождения Far Cry 5 захотелось чего-то простого и "олдскульного"). И, вы знаете, я получил от Singularity ровно то, что и хотел!
Это динамичный, брутальный и продуманный до мелочей экшен с "клюквенным", но довольно интересным сюжетом и с оригинально реализованным управлением временем. Приключения американского спецназовца на загадочном советском острове Каторга-12 затягивают с первых минут. Да, это сборная солянка из лучших идей, встречающихся в других шутерах, но как же она грамотно собрана!
Чем хорош?
Singularity разработала студия Raven Software, а это означает, что здесь есть кровяка, расчленёнка, крутые пушки и выверенный геймплей, который перемежается кинематографичными моментами, не давая заскучать ни на секунду. Ну, и конечно же, мне очень понравился функционал устройства управления временем. В какой ещё игре можно нажатием одной кнопки состаривать врагов и "омолодить" целый корабль?
Почему забыт?
Наверное из-за того, что Singularity лишена какой-то яркой индивидуальности и похожа одновременно на все популярные шутеры того времени. Но, это так себе аргумент, ведь эта игра реально интересная и неординарная!
6) Bulletstorm (2011)
Легендарные студии People Can Fly и Epic Games в коллаборации создали один из лучших, на мой взгляд, шутеров 2011 года. Bulletstorm - это чистейший адреналин, не обременённый раздражающими "замедлителями" геймплея. В нём есть брутальные пушки, энергетический хлыст, пинок и дичайший угар от применения всего вышеперечисленного против обитателей опасной планеты.
Чем хорош?
Для меня это "прокачанный" более менее нормальным сюжетом и интересными геймплейными находками Serious Sam! На экране постоянно происходит что-то безумное, кровавое и весёлое. Причём уровень оригинальности веселья зависит от самого игрока. Только он определяет способы уничтожения врагов (так называемые «скилшоты») из-за чего Bulletstorm обладает отличной реиграбельностью.
Почему забыт?
Понятия не имею! Разработчики были уверены, что продажи Bulletstorm будут достаточно высоки, чтобы издатель дал добро на разработку второй части. Даже концовку сделали открытую. Однако в 2011 году игрокам больше пришлись по душе более раскрученные сиквелы и триквелы известных франшиз Crysis 2, Battlefield 3 и Call of Duty: Modern Warfare 3.
7) Shadow Warrior (2013)
Ремейк одноимённой игры 1997 года получился очень красивым и брутальным. Ниндзя-наемник Ло Ван ловко разделывает демонов с помощью катаны и огнестрела. В главного героя также вселяется дух Ходзи, выполняющий роль своеобразного ироничного "внутреннего голоса". Перепалки Ло Вана и Ходзи иногда весьма остроумны и добавляют геймплею немало веселья.
Чем хорош?
Сочная графика, потрясающе красивые локации, неплохой арсенал пушек с двумя режимами стрельбы и сюжет, завязанный на мифологии. Опять не могу избежать сравнения с серией Serious Sam, ибо игры максимально похожи по своей сути. Правда, в Shadow Warrior имеется нормальная история и прокачка способностей. Ну, и кровяка с расчленёнкой прилагаются!
Почему забыт?
К 2013 году "спинномозговые" шутеры уже утратили былую популярность. Публика была избалована "биошоками", "крайзисами" и "фаркраями". Поэтому классический коридорный "беги/стреляй" без вышек и исследования огромной территории был принят игроками весьма прохладно.
А какие ещё шутеры вы бы добавили в этот список? Делитесь своим мнением в комментариях - пообщаемся ;)
Это тоже интересно почитать!
Знакомые мелодии... 10 самых запоминающихся музыкальных композиций из компьютерных игр
17 лет в виртуальных мирах...Какую пользу мне приносят компьютерные игры?