Серия шутеров о самом крутом солдате Земли обладает какой-то своей магией "спинномозгового" угара. Вам дают крутые пушки, насылают миллиард разнообразных монстров и помещают в просторные яркие локации. Цель - пройти от начала до конца уровня, безбожно насилуя левую кнопку мышки и вжимаясь в кресло от напряжения. Сюжет? Да ну его! Главное - "мясо", скабрезные шуточки главного героя и... ааааааааааааа!!!
Вторая номерная часть приключений Сэма Стоуна была неоднозначно воспринята игроками и критиками из-за мультяшного стиля, абсолютно отбитого сюжета и общей "несерьёзности". Я же считаю, что это шутер на все времена, который может СЕРЬЁЗНО поднять настроение и доставить ни с чем не сравнимое удовольствие даже спустя 17 лет после выхода.
Немного СЕРЬЁЗНОЙ предыстории
Знакомство с Серьёзным Сэмом у меня произошло в первый же день после покупки моего первого компьютера - 17 июня 2005 года. Тогда в компьютерном магазине мы "зацепили" два пиратских игровых диска - Soldier of Fortune II: Double Helix и Serious Sam: Мумия (неплохой мод для первой части Сэма). Что такое "моды" я тогда понятия не имел, поэтому долгое время думал, что это официальное дополнение к оригинальной игре.
Полноценная вторая часть Серьезного Сэма попала ко мне в руки летом 2006 года в ужаснейшем пиратском переводе и с вырезанными видеороликами. Проходил я её с жуткими тормозами и не уловил даже малой доли шуток, отсылок и пародий. Однако игра мне всё равно понравилась.
Второй заход на Serious Sam 2 у меня случился зимой 2015 года - только тогда я смог проникнуться атмосферой и оценить игру по достоинству. И вот, наконец, пару дней назад я в третий (или в четвертый?) раз прошел этот шутер. Тщательно, не пропуская ни одного секрета. И вы знаете - впечатления были ещё ярче!
Игра ни капли не устарела и до сих пор, что называется - доставляет! Перед ней я заново прошел первую часть и дополнение к ней, а пару лет назад ознакомился с третьей частью. Ни в какое сравнение - Serious Sam 2 вне конкуренции! Постараюсь объяснить, почему я так думаю.
СЕРЬЁЗНЫЕ плюсы Serious Sam 2!
Не буду вдаваться в долгие философские размышления, задевать историю разработки и лезть в прочие дебри, а просто перечислю всё то, что мне нравится в этой игре. Поехали, а то уже слышу вдалеке топот Клиров и крики Безголовых Камикадзе...
Визуальный стиль
Переход от псевдореалистичного к мультяшному стилю определенно удачная находка разработчиков. Из-за этого решения игра и через 10 лет будет смотреться свежо и симпатично. Кроме того, такая графика добавляет игре несерьёзного веселья и способствует генерации положительных эмоций.
Сюжет
У меня возникли СЕРЬЁЗНЫЕ опасения за здоровье сотрудников Croteam, потому что вряд ли можно сочинить такой отбитый сюжет без употребления расширяющих сознание веществ...
А если СЕРЬЁЗНО, то разработчики просто оторвались по полной и реализовали самые безумные идеи, которые приходили им в голову. Это тот самый случай, когда здравый смысл "покинул чат", уступив место веселому трэшу. И это хорошо!
Во время внутриигровых роликов улыбка не сходила у меня с лица, а сюжетные повороты заставляли хохотать до слёз! (привет розовому дракону, Элвису и принцессе).
Локации
Как бы сказал "классик" - ЭТО ШЕДЕВР!
Даже "Второе пришествие" с Южной Америкой, Вавилоном и Средневековой Европой нервно курит в сторонке, в сравнении с локациями Serious Sam 2. Чего уж говорить про симпатичный, но несколько однообразный Египет первой части.
Итак, загибайте пальцы:
- планета с джунглями и народом, концептуально (не визуально!) похожим на южноамериканских индейцев;
- планета с гигантскими деревьями, травой и предметами (гаечный ключ вместо моста, окурок размером с главного героя и пианино с двухэтажный дом);
- планета с безжизненными пустошами, вулканами и озёрами лавы;
- планета в стиле Древнего Китая с аутентичной архитектурой, парком аттракционов, летающими сенсеями и местными жителями в соломенных шляпах;
- планета в стиле сказочного королевства, в котором Дракон похитил Принцессу, можно пострелять со стен замка из стационарных пушек, а правит всем этим безумием Король Рока, подозрительно похожий на Элвиса (чтобы попасть в его замок, нужно собрать "платиновые" пластинки);
- планета с военными ангарами, секретной мега-пушкой и снегом;
- Сириус - потрясающе красивая планета с уходящими ввысь небоскрёбами, неоновыми вывесками и крепостью главного гада.
И в каждой из этих локаций по несколько уровней!
Юмор
Игра пропитана угарным юмором во всех аспектах - от дизайна оружия и монстров, до высказываний и поведения главного героя. Иногда даже проскальзывает сатира на массовую культуру, что только добавляет плюсиков в копилку Serious Sam 2.
Монстры
В первой части и дополнении к ней монстры были больше пугающими, чем смешными. Во втором же Сэме разработчики решили вдоволь пошалить с дизайном бестиария.
Клоуны с динамитными шашками, орки-футболисты, кунг фу-зомби, ведьмы в ступах и заводные носороги - фантазия Croteam разошлась не на шутку. Если в первых играх нам как-то пытались объяснять происхождение врагов, то здесь разрабы забили на эту мелочь и просто оторвались по полной.
Боссы
О, главных гадов вы не забудете никогда! Над их дизайном разработчики потрудились от души. Снова загибаем пальцы:
- Квонго - огромная обезьяна, местный Кинг-Конг, которого после боя местные жители зажарят и с аппетитом съедят;
- Зум-Зум - гигантская пчела, которая пополняет здоровье с гигантских цветков на планете гигантов.
- Принц Чань - гипертрофированный урод с интеллектом младенца, любитель покушать своих же подданных.
- Граф Клировский - типичный лич с магическими способностями, способный увеличиваться до размеров пятиэтажки.
- Сесил - "босс поневоле", розовый дракон, с которым главный герой сражается, чтобы не забирать страшненькую принцессу, от которой тот пытается избавиться.
- Хьюго - робот-трансформер, вооруженный пушками и ракетами. Хьюго - босс, ну вы поняли отсылку?
- Крепость Ментала - самый зубодробительный, но и самый унылый босс. Если честно - самый непримечательный из всех финальных боссов.
Каждый босс обладает не только уникальным запоминающимся дизайном, но и собственной механикой боя.
Оружие
По сути, все основные виды оружия перекочевали из первых частей, но с изменившимся дизайном. Из новых видов появились парные УЗИ, непонятная начальная "пукалка", плазменная пушка и мой любимый попугай-камикадзе Клюдовик. Огнемета в эту часть не завезли, как и лазерной пушки. В процессе прохождения используются все стволы - лишних практически нет.
Секреты!!!
Поверьте, их стоит искать! Хотя бы для того, чтобы лишний раз улыбнуться и удивиться фантазии разработчиков. Кролики-ниндзя, гнаар-саксофонист, секретный тир, телепорты, кукла-вуду Сэма и, конечно же - секретная свадьба орков с нетрадиционной ориентацией...
Джордж Б. Гнаар
Мой персональный респект этому харизматичному межгалактическому журналисту. Его репортажи - отдельный вид искусства!
(не)СЕРЬЁЗНЫЕ выводы
Первая часть Сэма - во многом экспериментальный шутер с незамыленным сеттингом и идеально выверенным геймплеем.
"Второе пришествие" - развитие идей оригинальной игры и доведение их до совершенства. Локации стали разнообразнее, юмора стало больше, но сюжет всё ещё пытался держаться в рамках какой-никакой внутриигровой логики.
Serious Sam 2 - пародия на первые две игры и на "спинномозговые" шутеры в целом. Визуальный и геймплейный кайф! Чувствуется что перед разработчиками встала дилемма: уводить сюжет в сторону большей серьёзности и реалистичности, или в полный трэш, в угоду чистому веселью. Они выбрали второй вариант.
Serious Sam 3 - "откат" серии к более "реалистичному" сюжету. Юмора меньше, "серьёзных щей" - больше. Игра мне не понравилась. Фирменный геймплей остался, а "изюминка" пропала.
Serious Sam 4 - не играл, но, судя по обзорам, это развитие идей третьей части. Ну не знаю...
Вторую номерную часть Сэма мне периодически хочется перепроходить, просто для того, чтобы поднять настроение! Иногда ностальгия по юности требует перепрохождения первого и второго пришествия. Третью часть проходить второй раз нет никакого желания, а с четвертой может быть когда-нибудь ознакомлюсь чисто для галочки...
Господа, бегом в комментарии! Я занял оборонительную позицию и готов отстаивать свою точку зрения. А если вы её разделяете, то непременно тоже отпишитесь, чтобы получить от меня виртуальные обнимашки;)
Это тоже интересно почитать!
7 самых страшных моментов в компьютерных играх, которые меня реально напугали!
17 лет в виртуальных мирах...Какую пользу мне приносят компьютерные игры?