Найти в Дзене
Меч Предназначения

Ктулху зовёт! Почему компьютерная игра Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth интереснее, чем рассказы и повести Лавкрафта?

Оглавление

О Говарде Филлипсе Лавкрафте я узнал примерно в 2006 году, когда прочитал в журнале "PC-игры" рецензию на Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth. Через несколько месяцев я купил эту игру, прошёл и захотел ознакомиться с творчеством этого писателя. Скачал на телефон "Хребты Безумия" и чего-то они мне не особо понравились.

Несколько месяцев назад я снова установил Call of Cthulhu и с удовольствием прогулялся по тёмным уголкам Земли, параллельно читая сборник рассказов и повестей Лавкрафта "Зов Ктулху". И снова книжные "лавкрафтовские ужасы" меня не впечатлили... Почему? Попробуем разобраться.

Богатая мифология, однообразные сюжеты

«Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй»

Эпиграф к поэме Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отлично подошел бы к каждому второму произведению Лавкрафта. Только в дословной трактовке.

Если Радищев под "чудищем" подразумевал господствовавший в России самодержавно-крепостнический строй, то у Лавкрафта всё более прямолинейно. На описании "неописуемых" монстров строится большинство повестей и рассказов этого писателя.

Ни в коем случае не умаляю его заслуг перед жанром ужасов! Лавкрафт действительно создал целый мир древних божеств и чудовищных космических созданий, перед мощью которых меркнет человечество. Но как же тяжеловесно и однообразно он пишет!

Кем бы ни были герои его произведений, где бы они ни путешествовали - их печальная судьба ясна с первых страниц. Либо "сдвиг по фазе" от созерцания "вселенского ужаса", либо смерть, либо превращение в какую-то страховидлу. Интриги - ноль. За редким исключением.

Ктулху, Гидра, Йогг-Сотот, Шуб-Ниггурат и другие члены "чудовищного" пантеона по своей сути представляют собой одно и то же. Это неубиваемые существа, древнее всего живого, которые либо спят, либо готовятся уничтожить человечество.

К концу чтения сборника "Зов Ктулху" я устал от описаний вроде:

  • "...это было существо, настолько огромное и ужасное, что его невозможно описать ни одним из человеческих языков..."
  • "...скалы были расположены под неподдающимися человеческому сознанию углами, которые невозможно описать..."
  • "...монстр был настолько огромный, что непонятно, как он мог вообще существовать на нашей планете..."

Цитаты, конечно, примерные, но стиль автора передают. Перед его героями всегда встаёт зло, которое априори невозможно победить. От него можно либо сойти с ума, либо присоединиться к нему, либо тихо помереть.

Йогг-Сотот в представлении современного художника
Йогг-Сотот в представлении современного художника

Я не претендую на звание знатока творчества Лавкрафта, но десятка прочитанных рассказов и повестей мне хватило, чтобы составить об этом писателе определённое мнение. Читать другие его произведения и уж тем более, что-то перечитывать я точно не буду.

А вот фильмы и сериалы, основанные на мифологии Лавкрафта я бы с удовольствием посмотрел. С адаптированными сценариями и скорректированными концовками. Ведь созданный им мир действительно глубок (в прямом и переносном смысле) и интересен.

Барыги из Нетфликса лучше бы не "Ведьмака" адаптировали под современные "толерастические" реалии, а по Лавкрафту что-нибудь годное сделали. Вот уж там адаптация будет только на пользу.

Лучше поиграть, чем почитать

Компьютерная игра Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth представляет собой компиляцию и адаптацию нескольких произведений Лавкрафта. В основе лежит "Тень над Иннсмутом", но части сюжета взяты из повести "За гранью времён", романа "Хребты Безумия", рассказов "Дагон" и "Зов Ктулху".

Надо сказать, что создатели игры проделали отличную работу, собрав из всех вышеперечисленных произведений один крепкий сценарий с захватывающим сюжетом. При этом им удалось передать фирменный дух безысходности и всепоглощающего ужаса.

Действие начинается в мрачном Иннсмуте, а заканчивается в монументальном и фантастическом подводном городе. При этом главный персонаж далеко не супергерой и отправляется к праотцам от пары тычков. К тому же, его психика не выдерживает долгого созерцания монстров и он легко может пустить себе пулю в состоянии аффекта. Короче говоря, персонаж вполне соответствует канонам Лавкрафта!

Рыболюди атакуют!
Рыболюди атакуют!

Атмосфера у Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth потрясающая! Напряженные "хоррорные" эпизоды перемежаются с бодрыми перестрелками, а умеренно сложные головоломки разнообразят геймплей. Несмотря на то, что игра вышла в 2006 году, в её и сейчас интересно проходить. Рекомендую!

Так какой же вывод можно сделать из моего сумбурного потока мыслей?

На мой взгляд, творчество Лавкрафта - не для всех. Однако у его произведений огромный потенциал для экранизации и "игроизации". Если писать на их основе грамотные адаптированные сценарии, то можно делать действительно неплохие фильмы и сериалы. Ну и игры, конечно же!

А как вы относитесь к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта? Напишите свои впечатления в комментариях - буду рад пообщаться;)

Это тоже интересно почитать!

Soldier of Fortune II: Double Helix - моя первая компьютерная игра! Помните такую?

7 самых страшных моментов в компьютерных играх, которые меня реально напугали!

Истинная свобода действий без покорения вышек! Почему первая часть Far Cry до сих пор лучшая в серии?

17 лет в виртуальных мирах...Какую пользу мне приносят компьютерные игры?

"Двемерская головоломка", или Как я зачистил весь Морровинд, не начиная основной квест!